ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Химия

Неделя химии "Антиникотиниана"

Добавлено: 2012.09.01
Просмотров: 634

Шевелёва Наталья Михайловна, учитель химии

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №36 располагается при исправительной колонии №3. В ней обучаются молодые люди от 18 до 30 лет. Они осуждены в основном, за кражи, грабеж, разбой, убийство, сбыт и употребление наркотиков, мошенничество. Ученики нашей школы имеют низкий уровень образования, разноуровневую подготовку и различные по срокам перерывы в учебе. Кроме того, принудительное, в основном, зачисление в школу порождает стойкое нежелание учиться у большинства учеников. Некоторые ученики совмещают учебу с работой на производстве; попадают в штрафной изолятор за нарушения режима, или содержаться в строгих условиях. Все это затрудняет восполнение пробелов в знаниях. В школе наблюдается высокая подвижность списочного состава (иногда за год класс обновляется на 50%). Уголовно-исполнительным кодексом РФ определено педагогическим коллективом оказание помощи администрации колонии в воспитательной работе с осужденными. Наши ученики – люди с уже сложившимся взглядом на жизнь, непростыми судьбами, с нарушениями психики. Задача педагогов – на основе гуманистического подхода создать условия для саморазвития учеников, коррекции их жизненных ценностей, в частности, установка на здоровый образ жизни. Этому вопросу посвящаются моменты уроков, классные часы, предметные недели. Так, целью декадника химии “Антиникотиана” является: расширение кругозора учащихся и пропаганда здорового образа жизни.

ПЛАН

методической недели

  1. Почему люди курят? (Беседа)
  2. Викторина “Табачная карусель”
  3. Конкурс по составлению кроссвордов “Мир табака”
  4. Сочинение – миниатюра “Почему я курю (не курю)?”
  5. Занимательные опыты (Табачный змей”, “Пепел-катализатор”)
  6. Просмотр и обсуждение фильма “Дымок сигареты”
  7. Газета “Антиникотиниана”

Беседа “Курение – вред”

1. Почему люди курят?

Табак родом из Америки. Быстрому распространению табака способствовало его удивительное свойство – тяга к курению, с которым трудно совладать человеку. Теперь-то мы знаем о наркотических свойствах никотина. Поэтому жители земли систематически курят.

Причины курения:

  • любопытство – 25% всех опрошенных курящих.
  • подражание взрослым (в семье, товарищам, героям кино). Подростки считают некурящих трусами, “маменькиными сынками”
  • утверждение самого себя с помощью сигареты
  • в младшем возрасте – стремление к таинственности, секретности, ведь надо как-то раздобыть сигарету, спички
  • старшие курят, чтобы показаться солиднее, например студенты
  • курение “ по привычке”, что это становится жизненной потребностью
  • девушки курят, следуя моде, в компаниях, кокетство, стремление нравится юношам.

Затем следует привыкание к табаку. Составные части табачного дыма всасываются в кровь и никотин повышает активность клеток головного мозга. Но ненадолго. Вслед за этим следует сужение сосудов, понижение активности мозга. Вначале это вначале это воспринимается курильщиком как освежающий приток сил или чувство успокоения. Стремясь повторить состояние приподнятости, человек закуривает вновь. Никотин становится привычкой. Устанавливается (+) условный рефлекс на курение.

2. Как действует никотин на организм?

Основным действующим началом табака является никотин. Его угнетающее действие (после “взбадривания”) курящий человек воспринимает как успокоение. Признаки никотинового отравления: слюнотечение, тошнота, побледнение кожных покровов, слабость, шум в ушах, головокружение, сонливость, учащение пульса.

(пример из книги М.Твена “Приключения Тома Сойера” о том, как он и Джо учились курить) или (Л.Н. Толстой “Детство. Отрочество. Юность”)

Иногда пробуют курить “на спор” - кто больше выкурит сигарет за 1 раз.

Франция: 60 сигарет, которые человек выкурил сразу, привели его к гибели.

Никотин влияет на передачу импульса с нерва на мышцу, действует как яд кураре – парализует мышечную систему. Поэтому спортсмены- курильщики никогда не смогут достичь высоких результатов в спорте.

Небольшие дозы никотина ведут к АД , а большие – к угнетению деятельности ССсистемы.

Курение вызывает склероз сосудов, бронхиты, эмфиземы – расширение тканей лёгких. В них скапливаются продукты курения, встречаются вкрапления настоящего угля.

Полоний – радиоактивный элемент, вызывает рак лёгких.

Угарный газ вызывает развитие атеросклероза, повышается риск инфаркта. Но особенно подвержены мужчины поражению кровеносных сосудов нижних конечностей (облитерирующий эндартериит) – гангрена.

Курение после принятия пищи – тормозится выработка желудочного сока, падает аппетит. Поэтому курильщики считают, что курение утоляет чувство голода. Страдает и печень.

Курящие женщины рано стареют, течение беременности осложняется, дети рождаются с меньшим весом.

“Пассивные курильщики” страдают в большей степени.

3. Как бросить курить?

Бросить курить под силу каждому, при этом надо четко определить причину, сроки, тактику поведения. Употреблять вместо сигарет семечки, леденцы, спец. жевательную резинку – гамибазин.

  • можно бросить сразу, решительно и навсегда. Или использовать тактику “малых шагов”
  • покупать сигареты по 1 пачке
  • менять сорт сигарет
  • держать их далеко, чтобы ходить
  • не угощайтесь чужими
  • не носите спички или зажигалку
  • выкуривайте сигарету на ?
  • не курите натощак, а после 30 мин после еды
  • курите на лестнице
  • увеличить сроки между курением
  • посчитайте доход от некурения
  • уменьшайте дневное количество сигарет
  • из народных средств: настройка овсяной соломы, отвар овса, полоскание рта содовым раствором перед курением
  • использование лекарственных препаратов – цититон, табакс, лобесил, лобелин.

ВИКТОРИНА

“ТАБАЧНАЯ КАРУСЕЛЬ”

  1. Родина табака (Америка)
  2. Принадлежность любителя табачной пыли (табакерка)
  3. В Россию табак был завезен в (1585г.)
  4. В России торговля табаком и курение было разрешено (Петром 1) в (1697г.)
  5. Без какого вещества невозможно курение (без О2)
  6. За сколько затяжек можно выкурить сигарету (12-18)
  7. Частицы дыма оседают в расширениях лёгких – (альвеолах)
  8. “Канцерогенные” вещества в переводе означает – (раковые)
  9. Фильтры задерживают дым на (20%)
  10. Температура табачного дыма во рту при затяжке – (55-60)
  11. Рефлекторные толчкообразные выдохи, с помощью которых организм стремится удалить из дыхательных путей дым – (кашель)
  12. “Вторая натура” - (привычка)
  13. Специфический аромат табаку придают – (эфирные масла)
  14. Дурной запах изо рта появляется при сгорании – (белков)
  15. Основным действующим началом табака является – (никотин)
  16. Никотин относится к классу органических веществ – (алкалоидам)
  17. В химически чистом виде никотин является – (жидкостью прозрачной маслянистой со жгучим вкусом)
  18. Ежегодно во всем мире отмечается день здоровья – (7 апреля)
  19. Какая составляющая часть дыма препятствует переносу кислорода из крови в ткани – (СО2)
  20. Состояние, когда некурящий вынужден дышать табачным дымом, называется – (пассивное курение)
  21. Заядлый курильщик сокращает свою жизнь на – (8,3года)
  22. Посчитайте экономию денег в месяц, если 1п. в день, 15 руб.
  23. Сигареты с высокогорным названием (казбек)
  24. Родина высококачественных сигар (куба)
  25. Слово “табак” происходит от названия острова – (Тобаго)
  26. Элемент и литературный герой в одной из трагедий В.Шекспира (Полоний)
  27. Кто автор строк?

Я сегодня дышу как слон
походка моя легка,
и ночь пронеслась, как чудесный сон,
без единого кашля и плевка…
Я стал определенный весельчак и остряк –
ну, просто душа общества.
Я порозовел и пополнел в лице,
забыл и грипп и кровать
граждане, вас интересует рецепт?
Открыть? или… не открывать?
… сообщаю: граждане – я сегодня – бросил курить!

ТЕСТ “Что мешает вам бросить курить?”

Этот тест составлен американским профессором Горном. Во многих странах в центрах по борьбе с курением его используют врачи, которые должны разобраться, почему люди курят. Ведь только поняв это, можно избрать подходящий метод лечения, который, в конце концов, позволит отказаться от курения.

Ответьте на вопросы теста. Если после этого вы не откажетесь от курения, то, быть может, поймете, почему же все - таки курите.

ПОЧЕМУ ВЫ КУРИТЕ?

А. Чтобы поддерживать себя в форме.

Б. Я держу сигарету в руках, и, это доставляет мне удовольствие.

В. Я испытываю удовольствие от того, что с сигаретой мне легче расслабиться, у меня появляется чувство раскованности.

Г. Я закуриваю, если почему-то расстроен.

Д. Мне не по себе, когда под рукой нет сигареты.

Е. Я курю автоматически, не задумываясь о причинах.

Ж. Курю, чтобы собраться, сосредоточится.

З. Сам процесс прикуривания сигареты доставляет мне удовольствие.

И. Мне просто приятен запах табака.

К. Я закуриваю, когда волнуюсь.

Л. Когда я не курю, то мне как будто чего-то не хватает.

М. У меня такое ощущение, что я курю одну сигарету, пока старая догорает в пепельнице, я, не замечая, прикуриваю новую.

Н. Когда я курю, мне кажется, что я становлюсь бодрее.

О. Смотреть на дым от сигареты доставляет мне удовольствие.

П. Чаще всего я курю, когда мне хорошо, я спокоен и умиротворен.

Р. Я курю, когда мне скучно и не хочется ни о чем думать.

С. Если я какое-то время не курю, то начинаю испытывать неудержимое желание сделать это.

Т. Иногда я закуриваю сигарету автоматически, неосознанно, совершенно не замечая её вкуса.

ОТВЕТЫ:

  • “иногда” - 5 б
  • “часто” - 4 б
  • “от случая к случаю” - 4 б
  • “редко” - 2 б
  • “никогда” - 1 б

1 группа мотивов:

  1. А + Ж + Н – мотив стимулирования
  2. Б + З + О – удовольствие от самого процесса курения
  3. В + И + П – расслабление, удовольствие, поддержка

2 группа мотивов:

  1. Г + К + Р - снятие напряжения, обретение бодрости
  2. Д + Л + С – неконтролируемое желание закурить, психологическая зависимость
  3. Е + М + Т – привычка

Результаты могут варьироваться от 3-15 б. Результат от 11б и выше, говорит о сильной зависимости; 7 и менее баллов – о слабой.

Вариант 1.

Вы набрали много баллов в 1 группе. Это значит, что ваша зависимость от табака скорее психологического, чем физиологического характера. В принципе, держа, перебирая в руках что-то более “безопасное”, чем сигарета (карандаш, ручка, четки . . .), вы легко могли бы избавиться от курения. Шансы, что это вам сделать будет не трудно, у вас большие.

Вариант 2.

Дело принимает более серьезный оборот, если вы получили много баллов во 2 группе. Если вы действительно хотите бросить курить, то важно подумать над тем, чем же на самом деле помогает вам курение, и попытаться чем-то заменить эту привычку. Для этого достаточно может оказаться лишь усилие воли. Но не стоит отказываться и от других средств.

Надеемся, что этот тест поможет вам понять, почему вы курите, и определить ситуацию, когда табак, как вам кажется, вам необходим. Если вы решите отказаться от курения, и подобные ситуации возникнут, вы должны будете приготовиться к тому, чтобы справиться с этой привычкой, преодолеть себя. Нужно быть готовым и к нехватке сигарет, к тому, что, особенно сначала, вам придется нелегко.

Есть много методов избавления от курения. Но важно помнить, что в любом случае успех будет зависеть, прежде всего, от воли того, кто решил бросить курить.