ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Химия

Проектирование и организация химико-педагогических игр на основе принципа интеграции субкультур

Добавлено: 2012.09.01
Просмотров: 647

Шабаршин Валентин Михайлович, доцент кафедры химии

Опыт организации внеклассной работы по химии, подтверждаемый анализом публикаций по этому направлению, показывает, что в настоящее время на основе учебного содержания только одного предмета в большинстве средних школ не удается организовать предметно ориентированную игровую деятельность, представляющую реальный интерес для большинства учащихся класса и, тем более, параллели. Причин этого несколько. Во-первых, прошло время, когда какой-либо предмет естественнонаучного цикла являлся бы для учащихся приоритетным. В обычных, не профильных классах один-два учащихся увлекается химией, столько же биологией, кое-кто спортом, основная масса не интересуется ничем. Во-вторых, практически нет сценариев, по настоящему интересных для большинства учащихся. В третьих, детальное проектирование и конструирование игр не по силам учителю предметнику, да и не является его обязанностью.

Мы полагаем, что одним из принципов, лежащих в основе проектирования дидактических игр для внеклассной работы естественнонаучного направления, может быть принцип интеграции предметных субкультур. Можно выделить два инвариантных элемента содержания: интегрирующий элемент - история эпохи, и доминирующий элемент - содержание естественнонаучной дисциплины, в нашем случае химии. Вариативных элементов может быть много - биология, физика, литература (в том числе фэнтези), поэзия, искусство, история костюма, танцы, спорт и т.д. Результатом являются историко-ориентированные, поликультурные химико-педагогические игры, базирующиеся как на реальном, так и вымышленном (виртуальном) историческом содержании. Например, за три года нами спроектированы и успешно проведены игры: “Химики при дворе короля Артура” - моделировалась химия в контексте западной культуры XV века. “Химики на острове сокровищ” - смоделирована химия XVII века на фоне общей культуры этого века. “Химики при дворе князя Тантала” - за основу взят IX век, культура древних славян, в том числе химическая. “Химики - птенцы гнезда Петрова” - моделировалась культура начала XVIII века, времени великих свершений Петра I. “Химики на горе Олимп” - полипредметное игровое состязание, интегрирующим “клеем” которой было выяснение того, что является главным “умелость, ловкость, ум, сила, красота”, организованное с помощью полевых богов (Гермес, Гефест, Арес, Афродита) в честь Зевса и Геры.

Методика организации

Для успешного проведения игр требуется длительная и тщательная подготовка. Реально одному учителю это сделать тяжело. Игру надо спроектировать, сконструировать все детали, обеспечить четкое совмещение и взаимодействие всех элементов сценария. Причем, в отличие от игр-спектаклей, игр типа “говорящие головы”, для успешной реализации таких игр нужна команда. Реальные варианты ее организации:

  • организация руководством школы временного творческого коллектива учителей разных предметов, учащихся старших классов;
  • привлечение в качестве консультантов преподавателей вузов, местных творческих работников (артистов, художников, музыкантов);
  • организация и проведение игр студентами-практикантами педвузов.

Реально, ни учителя, ни студенты не готовы проводить такие игры: низка как частная предметная, в нашем случае химическая, так и общая культура; мал собственный игровой опыт, нередко сводящийся к состязанию “говорящих голов”; не хватает опыта организации массовых театрализованных представлений. Все это устранимо - для учителей в рамках системы повышения квалификации, для студентов с помощью различных курсов по выбору, например, “Проектирование массовых химико-педагогических игр”.

В качестве примера рассмотрим методику организации и проведения игры “Химики - птенцы гнезда Петрова”.

Подготовительная часть - самая длительная, как и для других игр, занимает не менее двух месяцев. Включает следующие этапы:

  1. Теоретический: разработка идей, определение числа сцен, написание сценария; определение состава и числа команд; подбор опытов, блоков вопросов по разным направлениям (химия, биология, финансы, армия и флот, знаки отличия, регалии, награды, быт, отдых, культура и т.д.); составление плана подготовки к игре, назначение ответственных исполнителей.
  2. Практический- 1: объявление о начале подготовки к игре, обнародование игровых правил и блоков вопросов; комплектование команд, группы технической поддержки (рабочие сцены, фотограф, ответственный за видеосъемку, группа музыкального обеспечения, декораторы и художники, ответственный за технику безопасности); отработка техники и методики выполнения опытов; подготовка командами и группами их поддержки декораций, мундиров и костюмов, “оружия”; подбор и запись музыкального звукоряда; репетирование с членами команд танцев петровского времени и финальной песни; репетиции с игроками, ведущими игру (Петр I и А.Меньшиков); подбор жюри, составление поэлементных карт-матриц для оценки результатов каждого сюжета (сцены); объявление о проведении игры с указанием места и даты, приглашение телевидения, корреспондентов; действия по обеспечению безопасности игроков и зрителей; приобретение фотопленок, электрических батарей, видеопленок, подготовка видеокамеры.
  3. Практический- 2 (в день игры): подготовка аудитории, ее декорирование; установка столов для проведения опытов, обрудование зрительских мест; проверка готовности химического оборудования, реактивов, посуды; обеспечение работоспособности электрических розеток, установка огнетушителей, тазов с водой (для промывания глаз, частей тела в случае попадания реактивов), обеспечение защиты столов для проведения химических опытов от искр и действия высокой температуры; инструктаж членов рабочей группы о порядке уборки аудитории после игры, мытье посуды, уборке реактивов. Если на игру приглашено телевидение, то следует заранее подготовить дублирующие материалы для выполнения наиболее эффектного, зрелищного опыта, так как представители масс-медиа в лучшем случае возьмут перед игрой у организаторов игры короткое интервью, попросят специально для них проделать зрелищный опыт, снимут начало игры (10-15 минут) и уедут. Зато игроки, увидев в местных новостях двухминутный сюжет о себе, будут чувствовать себя самыми счастливыми людьми на свете.

Игровая часть. Рекомендуют отводить на внеклассные мероприятия не более часа. Однако при погружении в игру время для членов команд и зрителей, которые ими приглашены и болеют за своих, течет по-другому, быстро и незаметно. Наши игры рассчитаны не менее чем на 1,5 часа игрового времени. Ниже приведен сценарий игры, рассчитанный на участие в ней трех команд. Игра рассчитана на учащихся 10-11 классов, сконструирована и отработана при активном участии студентов первого и четвертого курса естественно-географического факультета Липецкого педуниверситета (см. рис. 1, рис. 2, рис. 3, рис. 4).

Структура игры “Химики - птенцы гнезда Петрова”

Сцены (этапы) игры: Пролог: утро Петра, выход команд, выход жюри (5мин.); представление команд (15 имин.); конкурс “Военный парад команд” (4 мин.), конкурс “Получение и взрыв гремучей смеси” (12 мин.); конкурс “История химии петровского времени” (5 мин.); конкурс “Биология и Петр I” (5 мин.); конкурс “Потешные бои” (армлейтинг) (9 мин.); кКонкурс “Общая культура петровского времени (5 мин.); Бал (8-12 мин.); конкурс “Потешные огни (цветные пороха)” (7 мин.); Подведение итогов (5 мин.); Финальная песня (2,5 мин.).

Сценарий игры: “Химики - птенцы гнезда Петрова

Пролог:

Меньшиков (далее М) :

“И он промчался пред полками,
Могуч и радостен, как бой
Он поле пожирал очами,
За ним вослед неслись толпой
Сии птенци гнезда Петрова,
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны.

Он же: Ударяет тростью об пол, обращается к зрителям:“Его царское величество вчерашнего дня изволили из квартиры выйти в адмиралтейство здешнее. Причиной тому стал приезд выпускников школ российских да и иноземных.

Петр (далее П:) - выходит, потягиваясь, из двери опочивальни-лабораторного кабинета.

М: “Доброе утро, государь мой батюшка, как спалось, ночевалось!!!”.

П: “Неровно братец спалось, кошмары снились. Какие дела государственные решать нам предстоит сегодня?

М (помогает одеть Петру камзол): “Прибыли дворяне, которых Вы отправляли в школы русские да иноземные, военные, да морские, торговые да научные учиться уму разуму, да умению воинскому, да морскому и наукам тож. Аудиенции просят, хотят показать, чему научились”.

П: “Ну, так пошли, раз ждут. Посмотрим, чему их там обучали, делу или безделицам” (уходят).

Звучат трубы (или фанфары). Команды появляются в дверном проеме на входе в аудиторию.

М (быстро, изображая волнение, подходит к командам): “Ну, с богом, вперед!”

Команды выходят под марш, делают круг почета и занимают свои места. Одна - у окна, две вдоль стены, ближе к подиуму.

Быстрым шагом входит Петр. Картинно замирает, отставив трость в сторону!

М: “Государю императору всея Руси!...”

Все члены команд: “Виват! Виват! Виват!”

(при каждом крике Меньшиков стучит церемониальным жезлом об пол)

П: “Данилыч, пригласи специалистов, пусть все посмотрят, обсудят и итоги подведут”.

М: Хлопает в ладоши: “Ассамблея - за работу!”

Входит жюри (одетое в типичное одеяние, военных, придворных, ученых)

М: “Представляю специалистов, постоянных членов нашей ассамблеи, оценщиков трудов юнцов этих”. 1. Начальник Преображенского приказа, князь-кесарь Федор Ромодановский. 2. Якоб Штелин, специлист по аллегорическим устройствам, иллюминациям и фейерверкам. 3.Княжна Мария Кантемир, специалист по танцу и прочему политесу. 4 Княгиня Дашкова - президент академии российской.

Представление команд

П: “Ну, и чему же вы научились, что мне покажут, кто начнет?”

М: “Так, давайте по очереди, сначала “англичане”, затем “немцы”, а потом уж и “русские”.

По очереди представляются команды, вернувшиеся с обучения из Англии, Германии, выпускники петербургской навигацкой школы

П: “Ну, что там ассамблея? Князь-кесарь, объяви!”

князь-кесарь Ромодановский (далее Р): “На первом месте в конкурсе “Представление команд” с результатом … баллов - команда, на втором - команда ….. и т.д.”.

Конкурс “Парад команд

М: “Ваше императорское величество, смею предложить устроить в вашу честь парад полков потешных”.

П: “Так быть по сему, покамест нам благоприятствует удача”.

М: “Команды к маршу, товьсь! Шагом, марш!”

Все три команды маршируют под марш Преображенского полка

М: “Ассамблея! Итоги!”

Р: “Итоги таковы: Команда … получает за марш - … баллов, команда …, ..баллов, команда ….. баллов”.

Конкурс “Взрыв гремучей смеси”

М:А теперь, Ваше императорское величество, смею предложить посмотреть, чему научились наши химики?

П: “Не возражаю, пусть так и будет!”

М: “Ну, умы науки, чем очи наши приевшиеся порадуете, чем страну прославите в глазах императора?”

П: “Что-нибудь для войны научились делать? Мне скоро идти Азов воевать. Войну минную вести придется.”

Р: “Конкурс в мастерстве и умении взорвать и живым остаться. Испытание на лучшее исполнение и подрыв гремучей смеси. По два представителя команд к столам!”.

Технические работники выносят три стола, реактивы и оборудование. Химики команд занимают стартовые позиции.

Р: объясняет правила конкурса: “Задание: собрать и взорвать гремучую смесь. Оцениваются:

1. Пунктуальность в порядке выполнения.

2. Правильность выполнения приемов.

3. Безопасность

4. Умение объяснить, что и для чего делается?

5. Артистизм.

Представители команд, заранее приготовив самое необходимое, начинают по очереди показывать свои умения собрать водород и кислород. Петр ходит с умным видом и иногда спрашивает, что почем, как происходит этот процесс. Три члена ассамблеи (жюри) наблюдают и фиксируют правильность выполнения всех стадий опыта каждой командой.

М: “Команды готовы? Команда № 1 (показывает рукой). Поджигай. Команда № 2.- Огонь! Команда № 3. - Fire! Ох, аж в ушах звенит”.

П: “Недурно, недурно..!”

Р: Собирает данные от членов ассамблеи и объявляет места в данном конкурсе и общий рейтинг каждой команды.

Конкурс по истории химии

М: “А теперь, отдохнем от шума и проведем состязания в знании истории химии Российской! Сам государь будет спрашивать!”.

П: Тасует вопросы, как колоду карт. Вытягивает по три вопроса на команду, зачитывает их, в случае неверного ответа зачитывает правильный ответ и откладывает карточку. Далее наступает очередь другой команды и т.д.

Р: “Оценки команд в конкурсе таковы ….”.

М: “А теперь конкурс биологический! Государь, сам проведешь, или отдохнешь да мне поручишь?”

П: “Да, пожалуй, и передохну. Продолжай!”

Конкурс “Петр и биология”

М: Проводит состязания команд в знании биологии. Задает по три вопроса командам. Требует от ассамблеи дать результат по текущему конкурсу и общим баллам команд.

Р: Объявляет результаты

Конкурс “Потешные бои”

М: “Государь, ты ведь у нас любитель бои потешные проводить? Тебе и карты в руки. Отходит в сторону”.

П: “Как у вас дела с оружием? Оружны вы иль нет? Покажите мне, с чем прибыли? Ну, коль не все вооружены, значит силой дюжей обладаете. Пусть выйдет сильнейший из команды. Ваша задача побороть соперника на руках. Объясняю правила: нельзя отрывать локоть; бой ведется до тех пор, пока рука не коснется стола! Победитель борется со мной! Ну, кто поборет императора своего?”.

Команды соревнуются в силе между собой, а победитель с Петром.

П: рассматривает вооружение коман: “А что это за пушечку вы соорудили? Ну-ка покажите мне ее в действии. Заряжай! Пли! ….Ассамблея, результа..а...т? Не забудьте и труды по изготовлению пушечки оценить”.

Р: Объявляет результаты

Конкурс “Культура петровского времени”

М: “А теперь, состязания в делах разных, этикете, истории, модах, дабы проверить, можно ли вас приглашать в приличное общество и доверять работу самостоятельную

Проводит конкурс - по три карточки на команду. Ассамблея, не объявляя, фиксирует результаты.

Конкурс “Бал на ассамблее”

М: “Этикет - дело тонкое. Особенно на балу. Царь Петр желал бы посмотреть, как вы подготовлены к танцам куртуазным. Дамы и господа прошу на бал. Оркестр - музыку!

Р: “Итоги конкурса в этикете, истории, а также танцах ….. таковы. В теории сильны …. баллов, чуть похуже ….. - баллов, явно недоучили …… - баллов. В танцах хороши …… баллов, неплохи ….., умелы ……. - баллов”.

Конкурс “Потешные огни”

Петр: Ну что ж, я вижу, все притомились! Алексашка, а не плохо было б сделать фейерверк для потехи общей и дальнейшего показа выучки Ну, кто покажет огни потешные?

М: Шепчется с командами, а затем говорит: “Государь, тут такое дело. Не ладно с фейерверками. Трудноваты они оказались для молодежи. Зато они могут огни потешные делать. Этому уже научились”.

П: “Да ладно уж. Делайте что получилось!”

Химики команд: Каждая команда демонстрирует горение дымных порохов(не более 30 г) с солевыми добавками.

Р: “Освещает результаты конкурса потешных огней”.

П: “Неплохо, умеете немало. Жизнь доучит. Но, смотрите у меня! Ладно, ассамблея, что там у нас? Что решили?”

Р: Подводит итоги конкурса по потешным огням.

Финал “Подведение итогов”

П: “Что-то устал я. Давайте закончим наш сегодняшний день подведением общих итогов на ассамблее. Кстати, не забудьте обсудить, как поработали декораторы команд.

Подведение итогов Члены ассамблеи подводят итоги.

Все команды хороши. Чуть лучше подготовка оказалась у …….

П: “Я рад, приехали не с пустыми руками. Хорошая растет поросль”.

М: “Так ведь неплохо бы и отметить успехи-то?”

П: “Согласен! Только ведь знаю, ты, наверное, уже что-нибудь заготовил. Давай сюда, будем награждать”

Петр награждает команды: Грамоты командам, шейные знаки отличия из соленого теста игрокам команды победителей, ордена лучшим игрокам

П: “Ну что за игра без песни. Казарма, да и только! Так что, друзья мои, песня!” Разводит руки в стороны. Игроки выстраиваются вокруг Петра. Звучит финальная песня на адаптированную (упрощенную) мелодию финала из рок-оперы “Юнона и Авось”. Команды фотографируются на память.

П: “Ну что ж, поиграли дети мои? А теперь быстренько все убрать за собой”.

Заключительная часть (рефлексия). На этапе рефлексии руководитель игры:

  • организует на следующий день выпуск “указа Петра” с вынесением благодарности каждому участнику игры с перечислением их игровых заслуг (просмотр видеозаписи позволяет не упустить никого);
  • организует экспресс-анкетирование участников игры и зрителей, включающее как эмоциональную оценку игры, так оценку каждого этапа игры и самооценку игроков в баллах. Выдержки из анкет используются в выпуске эспресс-газеты;
  • проявление и печать фотографий;
  • выпуск экспресс-газеты и фотогазеты. Фотогазета вывешивается через день, к сожалению, с почетным караулом, чтобы не исчезли фотографии.

К игре детально разработаны техника безопасности, методика подготовки и выполнения опытов, блоки вопросов и ответов для конкурсов. О дополнительной информации по организации игр пишите по адресу: 398020, а/я 384, Шабаршину В.М.

Пример объявления о начале подготовки к игре:

Командная игра “Химики гнезда Петрова” будут проходить после учебных занятий. Чистое игровое время - 1,5-2 часа. В игре участвуют команды …… классов. Каждое отделение выставляет команду в количестве не менее 10 человек, выделяет 2 человека в группу декораторов, 1-2 человек в группу пиротехников. Проводится кастинг на роли Петра I и А. Меньшикова.

Игра основана на историческом материале начала XVIII века - времени реформ Петра I и носит комплексный характер. Члены команд должны знать:

  • химию, как минимум, на уровне химиков образца 1720 г.: состав и методику приготовления дымных ружейных и пушечных порохов и исходных компоентов для их приготовления, химизм выстрела; качественный состав оружейных сплавов для отливки стволов пушек, мортир и мушкетов; химический состав веществ, лежащих в основе материалов, используемых в петровское время в строительстве Петербурга, его зданий и дворцов; примерные составы зажигательных и пиротехнических (фейерверочных) смесей, химизмы их действия и правила безопасной работы с ними; способы получения промышленного красок в петровское время, исходные компоненты для их производства; способы получения красителей для живописи и иконописи, лаков для паркета, принципиальный состав химической основы лаков; состав и строение веществ и смесей, используемых в петровское время, в качестве основы для производства одежды (цивильного платья, мундиров и т.д.), обуви; парусов, канатов; химические и биологические способы защиты обшивки парусных кораблей от обрастания; химическую информацию о веществах, используемых для герметизации корпусов кораблей; способы золочения куполов храмов, соборов, дворцов и т.д. биологию, как минимум, на уровне биологов 1720 г.;
  • историю петровской эпохи (особенно времени великих перемен): события, даты, персоналии (герои событий); табели о рангах петровского времени (бюрократический и военный); ордена, награды и другие знаки отличия петровского времени;
  • вооружение лиц российской армии: солдата, гренадера, кавалериста (драгуна и т.д.), артиллериста, офицера сухопутных войск; матроса и морского офицера; принципы устройства огнестрельного оружия того времени (пистолета, мушкета, пушки, их принципиальные отличия друг от друга); военную моду петровского времени (мундиры солдата, офицера, кавалериста, моряка); флаги и знамена сухопутных войск и флота; награды полкам, отличившимся в битвах;
  • гражданскую моду петровского времени - типичную одежду ученого, купца, заводчика, дворянина, барышни, дамы.
  • основы этикета на балу

В состав команды должны входить: гражданские лица (химики, биологи, заводчики, дамы (барышни, дамы), военные сухопутной армии (офицеры, солдаты), моряки, одетые по моде соответствующей эпохи и соответствующим образом “вооруженные”.

Команда представляет домашнее задание (3,5-4 минуты), участвует в параде, конкурсах на правильное, быстрое и безопасное выполнение химических опытов, состязаниях на знание химии, биологии, истории, военного дела, этикета; военном смотре-учениях, потешных боях, фейерверке! Венчают игру - бал, награды и песня. Профессиональное жюри оценит всех участников игры по достоинству и заслугам. Оцениваются: естественно-научные, исторические, военно-патриотические и другие знания; интеллект, умелость; костюмы и декорации; стильность; умение членов команд “погрузиться” в игру; динамичность. Стильность будет оцениваться высоко.

Читаем: книги по истории химии (разных авторов); книги по истории биологии; книги по истории оружия и кораблестроения; химические, биологические и исторические энциклопедии; популярную химическую, биологическую, историческую, военно-патриотическую литературу; различные “Истории костюмов” и моды”, в том числе: “Военная форма и костюмы эпохи Петра I” - М.: Белый город. - 2000 г. ; И. Гусев Артиллерия Петра. - М.: АСТ, Мн. Харвест, 2002.; И. Гусев Регулярная армия Петра I. - М.: АСТ, Мн. Харвест, 2002.; “Петр I” Алексея Толстого, “Исторические миниатюры” и др. книги Пикуля, Д. Гранина Вечера с Петром Великим. Сообщения и свидетельства господина М. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003, другую историческую литературу,

Смотрим видеофильм “Россия молодая”. Просматриваем словарь Брокгауза и Эфрона (84 тома, есть в продаже на CD-дисках). Каталоги - ваши друзья. Ищем информацию о петровском времени в Интернете.

Методические рекомендации.

ОБЪЯВЛЕНИЕ О ПОДГОТОВКЕ К ИГРЕ: Вывешивается за месяц-полтора до проведения игры.

МЕСТО ИГРЫ - классная комната, лучше всего химический кабинет. Все парты (столы) - вынесены. Сзади организуются места для зрителей.

ДЕКОРАЦИИ: одна команда декорирует заднюю стену, например, изображением парусных кораблей; вторая - простенки между окнами (изображения офицера и барышни) и классную доску (название игры); третья команда - декорирует стену напротив окна (изображение батальных сцены).

ОБЪЯВЛЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ИГРЫ. Как театр начинается с вешалки, так и игра начинается с объявления. Конкретный срок начала игры уточняется за неделю-две до ее проведения. Объявление о подготовке игры сменяет объявление об ее проведении. Оно должно быть красочным, ярким, красивым. Объявление дает настрой всей игре. Пример объявления дан на рис. 1.

ВЫХОД КОМАНД предварительно репетируется: откуда выходят, как встанут. Достаточно провести по маршруту движения капитанов команд.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (одно из сложных направлений) - подбирается соответственно эпохе: менуэты, гавоты, марши. Так как игроки, как правило, не умеют громко говорить, сопровождать речь фоновой музыкой нецелесообразно. Членам группы музыкальной поддержки обязательно следует прочитать весь сценарий, чтобы они знали, что и зачем будет идти. Делать заранее запись общей фонограммы, рассчитанной с “точностью до секунды” не следует, выдержать ее не удастся. Оптимальный вариант: комбинация: ЭВМ (запись саундтреков в формате MP3) ® усилитель ® колонки.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД. Конкурс должен быть очень коротким (не более 3-4 минут на команду. В обязательный состав команды входят: ученые (химик, биолог, историк); представители петровской армии (офицер, рядовой - гренадер, драгун и др.) и флота (флотский офицер), дамы для участия на балу. Каждая команда играет в костюмах, соответствующих петровской эпохе.

КОНКУРС “ВОЕННЫЙ ПАРАД КОМАНД”. Через Интернет можно найти самую разнообразную музыку, в том числе марши Преображенского и Семеновского полков. Команды маршируют одна за другой по кругу. Целесообразно впереди команд поставить церемониалмейстера с жезлом.

КОНКУРС “ПОЛУЧЕНИЕ И ВЗРЫВ ГРЕМУЧЕЙ СМЕСИ”. На каждый стол ставится набор посуды и материалов:

    1. физический штатив с лапкой;
    2. кристаллизатор (можно использовать пластиковую упаковку от торта или торта-мороженого) - 1;
    3. поднос (кювета) с посудой и материалами
    4. (химические пробирки чистые и сухие - 3, пробки с отверстиями и стеклянными трубками - 2, газоотводные трубки с зажимами (можно брать трубки от медицинских капельниц) - 2, пробирка для сжигания1, лучинки средние - 2, лучинки длинные (40-50 см) - 1, банка пластмассовая (например, из-под фосфорной1 кислоты - 1, стеклограф или маркер по стеклу - 1, пробиркодержатель - 1, тонкая и мягкая проволока (медная или стальная) длиной 1-1,5 м (d= 0,1-0,2 мм) для привязывания банки - 1, микрошпатель, спички1 коробка); стакан химический (можно использовать пластиковую бутыль) объемом 350 мл - 1;
    5. поднос (кювета) с реактивами: 1-2 г перманганата калия в пеницилинке (крист), 3 гранулы Zn в пеницилинке, 0,5 н капельница с раствором медного купороса, склянка с раствором соляной кислоты (1:3).

Техника безопасности. Нельзя брать большую емкость для гремучей смеси. Оптимальный объем - 100 мл. Рядом должен быть кувшин с водой, таз и полотенце.

Оцениваются: умения работать с физическим штативом, правильно зажимать пробирку в штатив и пробиркодержатель, собрать прибор для получения кислорода, собрать прибор для получения водорода, собрать прибор для получения кислорода, проверить их на герметичность, использовать купорос (1-2 капли) для увеличения скорости реакции, измерить объем банки для гремучей смеси, поделить его в отношении 2:1, проверить водород и кислород на чистоту, собрать водород и кислород вытеснением воды в банку, громкость взрыва (чем громче, тем точнее приготовлена смесь).

  1. Конкурсы на знание “Истории химии петровского времени” и т.д. Перечень вопросов ко всем конкурсам вывешивается на доску объявлений рядом с объявлением о начале подготовки к игре. Петр I задает каждой команде по три вопроса из каждого блока.

Блок вопросов и ответов по истории химии

  1. Каким способом в начале XVIII века получали сталь, которую использовали для литья пистолетных, ружейных и пушечных стволов? Опишите принцип и химизм.
  2. О: Доменным способом. Дутье воздуха обеспечивали механизмы, работающие от водяных колес. Химизм:

    а) частичное окисление древесного угля до СО;

    б) восстановление оксидов железа угарным газом;

    в) насыщение железа углеродом с образованием карбида железа и раствора углерода в железа. .

  3. Известно, что после одного поражения Петр I приказал снять с колоколен церквей колокола и использовать их для литья пушек? Из какого материала пушечные мастера сделали стволы пушек? Каков его состав?
  4. Это бронза. Его состав: медь и олово.

  5. Из чего состоит дымный порох?
  6. Дымный порох (прах, пыль) состоит из порошков древесного угля, калийной селитры KNO3 и серы.

  7. Каков количественный состав дымного пороха времен Петра I?
  8. О: состав ДП: С - 15- 31%. селитра - 37-60 %, сера 7,7-31 %

  9. Чем казацкий порох отличался от армейского? Его делали мокрым способом, более безопасно, но эффективность была ниже
  10. Как называется способ, которым в петровское время получали один из компонентов пороха - селитру? Какова принципиальная биохимическая основа этого способа?
  11. О: Окисление органических остатков (растений) нитрифицирующими бактериями, промывка водой и упаривание раствора.

  12. Как называется способ, которым в петровское время получали еще один важный компонент пороха - древесный уголь? Какова принципиальная схема процесса получения древесного угля? Какие вещества одновременно получали при этом?
  13. О: Сухая перегонка древесины. Пиролиз и крекинг. Одновременно получали метиловый, этиловый спирты, деготь и др.

  14. Какие химические реакции могут происходить при сгорании дымного пороха?
  15. О: а) окисление серы и угля до SO2 и CO2, селитры до KNO2;

    б) возможно было восстановление селитры до K2O и N2.

  16. Какими красителями окрашивали мундиры солдат и офицеров в петровское время? Какова их химическая основа? Какова была промышленная технология их производства? Эти краски производили в России или привозили из-за границы?
  17. О: Чаще красители зеленого, красного цвета. Основа - растительные пигменты или выделения насекомых и др. представителей живого. Красители в то время в России не производились.

  18. Что собой представляет такая деталь фейерверков как “стопин”? Для чего их использовали и чем заполняли?
  19. О: Трубка для передачи пламени из одной части фейерверка в другую. Заполнялась веревкой, пропитанной маслом с пороховой мякотью.

  20. Что такое гуммиарабик, и какую роль он играл в фейерверочных составах? Чем его можно заменить в наше время?
  21. О: Клейкие выделения растительного происхождения типа вишневой “смолы”. Использовали как связующее. Можно заменить клеем ПВА, латексом.

  22. Приведите примерные составы одной-двух пиротехнических (фейерверочных) смесей, расскажите о химизме их действия и правилах безопасной работы с ними?
  23. О: Ответы могут быть различны, так как составы используются самые разные.

  24. Почему в пособии для получения фейерверков особо указывается, что при смешении с бертолетовой солью используют только “чистую от кислоты серу”?
  25. О: Из-за того, что бертолетова соль с серной кислотой образовывала хлорноватую кислоту. При этом взрывоопасность смесей резко повышалась.

  26. Почему для отвешивания солей натрия в процессе приготовления фейерверков требовались особые, отдельные совочки и весы?
  27. О: Ионы натрия все окрашивают в желтый цвет. Поэтому использовали отдельные совок и весы.

  28. Какими красителями живописцы петровского времени расписывали иконы? Что они использовали в качестве пигментов? Что использовалось в качестве основы-растворителя?
  29. О: измельченные минеральные пигменты, замешанные на яичном белке.

  30. Что собой представляет с точки зрения химии кожа, используемая для производства обуви, седел для лошадей и т.д.?
  31. О: кожа - сложная биохимическая система, в основе которой белки-коллагены, а в основе тех - аминокислоты.

  32. Из чего делали кафтаны для солдат, офицеров петровской армии, гражданских лиц? Какие химические соединения лежали в основе этих материалов?
  33. О: Солдатский кафтаны - лен и грубая шерсть. Офицерские кафтаны - то же самое, но более высокого качества. Дворянские - бархат, парча. Основа всех тканей - целлюлоза, белок.

  34. На кораблях Петра I широко использовали изделия из конопли и льна. Что это за изделия? Какие химические соединения лежат в основе конопли и льна? С толчки зрения химика конопля и лен - это принципиально разные вещества или нет?
  35. О: Канаты и мешки, плетенные из конопли, паруса - из льна. В основе и тех и других - биополимер целлюлоза.

  36. Так как корпуса парусных кораблей были сделаны из дерева, то подогнать детали обшивки (бортовые доски) так, чтобы корпус был герметичен, было практически невозможно. Какие вещества использовали петровские мастера, чтобы корпуса кораблей сделать герметичными? Что представляют эти веществ с химической точки зрения? Каковы особенности их строения?
  37. О: Использовали конопатку пенькой (лен, целлюлоза), пропитку пеньки и обшивки смолами, покрытие подводной части кораблей лаками на основе природных смол.

  38. В корабельном деле в XVIII веке широко использовалась “пенька”. Что она из себя представляла? Какова ее химическая основа?
  39. О: Волокнистый материал из конопли или льна (целлюлоза).

  40. Известно, что подводная часть парусных кораблей довольно быстро обрастала ракушками, водорослями. Поэтому корабли довольно часто приходилось вводить в док и обдирать корпус вручную скребками. Какие методы, химические в своей основе, использовали наши предки для борьбы с этим явлением?
  41. О: Обшивка подводной части корпусов кораблей медными листами. Продукты окисления меди ядовиты для биологических объектов.

  42. Какое химические соединения лежали в основе материалов, из которых в основном был построен Петербург сразу же после его основания?
  43. О: В первые годы - дерево, затем уже гранит.

  44. Какие материалы использовали в дальнейшем для строительства Петербургских дворцов, облицовки набережных? Что они представляют собой с точки зрения химика?
  45. О: Гранит, мрамор, лабрадор - соли в своей основе.

  46. Какой способ золочения куполов храмов, соборов, дворцов использовали в XVIII веке? Как назывался состав, на основе которого шло золочение? Что собой представляет такой состав с химической точки зрения?
  47. О: Растворение порошка золота в ртути, образование жидкой ртутной амальгамы, механическое нанесение амальгамы на листы металла (жести), нагревание и испарение ртути, образование пленки золота. Бесчеловечно - по отношению к работникам.

  48. В настоящее время российские хозяйки в качестве консервантов чаще используют уксусную или лимонную кислоту. Какое химическое соединение “использовалось” российскими хозяйками петровского времени в качестве консерванта при проведении заготовок еды на зиму? С помощью какого химического процесса они его “получали”?
  49. О: молочная кислота, процесс - биохимический, молочнокислое брожение полисахаридов с образованием молочной кислоты (квашение).

  50. Какой химической посудой пользовались химики при Петре I?
  51. О: Ретортами, стаканами, колбами, холодильниками, перегонными кубами, чашечными рычажными весами и т.д.

Блок вопросов и ответов к конкурсу “биология и Петр I”

  1. Какие американские растения начали использовать в России при Петре I?
  2. О: Табак и картофель

  3. Какое ядовитое растение Петр I заставлял использовать своих придворных, что некоторые не без удовольствия и делали?
  4. О: табак

  5. Индейцы племени кечуа называли это растение “папа”. Какое отношение к нему имел Петр I?
  6. О: картофель

  7. Название этой деревни хранит память и о главном богатстве белорусов и о Петре I. Назовите ее.
  8. О: Дер. Лесная. Главное богатство - лес. При этой деревне Петр I одержал свою первую победу над шведами

  9. Название какого населенного пункта в современной Липецкой области связано с приездом Петра I?
  10. О: г. Грязи и село Конь-Колодезь.

  11. Какой музей Санкт-Петербурга обязан своим основанием Петру I? Как он назывался во времена Петра I?
  12. О: Зоологический. Назывался - Кунсткамера, то есть камера-курьезов.

  13. Какой парк Санкт-Петербурга построен по плану Петра I? Сохранился ли он до наших дней?
  14. О: Летний парк. В нем был и летний домик Петра.

  15. Какие сооружения для растений в России стали строить с петровских времен?
  16. О: Оранжереи, по петровски “ранжереи” для цитрусовых.

  17. Сподвижники Петра I - Демидовы - до сих пор имеют отношение и к Липецкой области и к ботанике. Докажите это.
  18. О: в Липецком музее хранится портрет одного из Демидовых с гербарием в руке.

  19. Как связано изменение растительного покрова средней полосы России с деятельностью Петра I?
  20. О:Вырубка дубовых дубрав и сосновых боров на строительство флота. Одновременно указ о запрещении личных порубов даже помещикам. За первое дерево - штраф 15 руб., за повторную порубку: бити кнутом, рвать ноздри и на каторгу.

  21. Что такое аптекарский огород? Сохранился ли он в современном Санкт-Петербурге?
  22. О: В устье Невы есть остров, на котором 300 лет сеяли лекарственные растения и жили семьи аптекарей. Остров - Аптекарский и по сей день. На нем находится ботанический сад.

  23. Какое научное учреждение - во славу России- было открыто по велению Петра I?
  24. О: Петр I в январе 1725 г. издал указ об открытии Российской академии наук, но сам открыть не успел, умер.

  25. Какие декоративные растения появились в России во времена Петра I?
  26. О: все, что было в западной Европе - тюльпаны, пальмы, цитрусовые

Конкурс “потешные бои” (армрестлинг) - резервный конкурс. При дефиците времени его можно снять, но проведение конкурса вызывает массу бурных эмоций. Каждая команда выставляет самого сильного игрока. Они по очереди соревнуются в том, чей бицепс сильнее. Победитель удостаивается чести сразиться с Петром.

Конкурс “общая культура петровского времени”

Блок вопросов:

  1. Какие деньги были в обращении в Петровское время?
  2. О: Медные: полушка, деньга, копейка, пятак; серебряные: рубль, полтина, 25 коп (четвертак); золотые: пять и 10 рублей.

  3. В “Табель о рангах всех чинов”, утвержденный Петром I 24 января 1722 г. помимо военных, гражданских и придворных чинов были включены кавалеры одного из орденов. Каким орденом они были награждены?
  4. О: Кавалеры ордена Андрея Первозванного

  5. Согласно “Табелю о рангах…”, какой генерал стоял выше в военной иерархии: генерал-поручик или генерал-аншеф?
  6. О: Генерал-аншеф.

  7. Какому сухопутному чину (майору, подполковнику, полковнику) соответствовал военно-морской чин капитан второго ранга?
  8. О: Подполковнику

  9. Почему из всех видов кавалерии Петр I, в первую очередь, развивал драгун?
  10. О: Драгуны были вооружены не только холодным оружием, но и короткими ружьями (карабинами) и могли воевать и в конном и в пешем строю.

  11. Какие главные военные победы одержал Петр I? Назовите их.
  12. О: На суше это победа при деревне Лесной и победа под Полтавой. На море - это Гангутское сражение 1714 г. В нем русский галерный флот разбил шведский, более мощный.

  13. Какие сражения и войны были проиграны Петром I? Назовите их. Каковы были результаты поражений?
  14. О: 1. При Нарве 1700 г., не умел еще воевать. Армия в 34 тыс чел не победила гарнизон в 3000 чел. 2. Поражение в Прутском походе 1711. Слишком мала была армия. Результат: Отдали завоеванный Азов и срыли до земли г. Таганрог.

  15. Какие награды были введены Петром I?
  16. О: Орден Андрея Первозванного, орден Святой Екатерины, памятные медали в честь разовых сражений.

  17. Какие полковые знаки отличия, отличающие их от военнослужащих другого полка, носили обер-офицеры Семеновского и Преображенского полков?
  18. О: Шейные нагрудные металлические знаки с гравировкой. За то, что, потеряв в сражении под Нарвой всех офицеров, полки под командой обер-офицеров (сержантов) выстояли и даже нанесли поражение шведам.

  19. Какова была процедура принципы устройства огнестрельного оружия того времени (пистолета, мушкета, пушки, бомбарды, их принципиальные отличия друг от друга)?
  20. О: Принцип одинаков. Пушка - литой ствол, мушкет, фузея - сверленый. Ствол пушки толще, чем мушкета и короче (заряд пороха больше).

  21. Под какими флагами и знаменами служили и воевали ратные люди Петра I на суше и на море?
  22. О: На суше - желтые флаги с черной каймой, на море белый с крестом - Андреевский флаг.

  23. Какие “консервы” нес в своем вещмешке петровский солдат?
  24. О: Ржаные сухари

  25. Что представляла собой петровская ассамблея? Что на ней делали приглашенные гости?
  26. О: Вечеринки, на которые все приходили в платье по зарубежной моде. Женщины - в платье “роба на китовом усе, мужчины - кафтаны и полукафтаны, парики, рубашки, короткие штаны, гетры, туфли с пряжками. Мужчины обязательно курили табак, играли в шашки, шахматы. Затем были танцы.

  27. Чем питалась петровская Россия? Что, примерно, могло быть на столе крестьянина, мещанина, студента, купца, солдата, дворянина, помещика?
  28. О: Крестьяне: репка, квас, капуста свежая и квашеная, хлеб (ржаной), мясо ели редко, было много постов. Ритуальная еда - лапша на свежей воде с курятиной (петухом!) - на полгода уберег от злых сил. Как петух три раза кукарекнет, так и зло не смеет вмешиваться. Студенты, мещане не питались никак, таких сословий еще не было. Солдат: каши, пшенная, гречневая, ячневая, капуста, мясо - говядина, взвары (несладкие компоты из сухофруктов, чай), Дворяне: бедные питались так же как и крестьяне, средние (и помещики) - как и крестьяне, но больше сливок, больше мяса, больше молока. Знать - питалась более разнообразно, появлялись лимоны, абрикосы. Купцы ели наваристые супы (юшки), буженину, уха, пироги и т.д.

  29. Какова была мода при Петре I? Как одевались ученые, заводчики, дворяне?
  30. О: Ученые и заводчики - просто, по-деловому: темные сюртуки или камзолы, парики - короткие. Все удобно. Дворяне при дворе - камзол из парчи или бархата, шелковая рубашка с кружевами, прикрывающими кисти, парики почти до пупка, шейные галстки типа жабо.

  31. Какие научные открытия были сделаны в академии, открытой Петром I?
  32. О: Никаких, он ее не успел открыть, успели лишь подписать указ о ее создании.

  33. Каких выдающихся ученых-естествоиспытателей (химиков, биологов, физиков) мы можем считать птенцами гнезда петрова?
  34. О:

  35. Какие знаменитые военачальники, морские офицеры начли карьеру при Петре I?
  36. О: Фельдмаршал Апраксин, фельдмаршал Шереметев, генерал Голицын, адмирал Крейг, фельдмаршал Брюс и др..

  37. Клан Демидовых сформировался при Петре I. Каков вклад этого семейства в процветание России?
  38. О: По слухам деньги скопили за счет разбоя на большой дороге. При Петре I взяли в управление казенный завод на Урале. Наладили доменное производство стали, производство пушек и др. До них Россия закупала сталь в Швеции

  39. Кто таков был князь-кесарь Федор Ромодановский?
  40. О: Начальник Преображенского приказа, учреждения, следившего за выполнением административных, следственных и карательных задач.

  1. Какие школы были открыты при Петре I?:
  2. О: В Петербурге школа математических и навигацких наук, она же с 1715 г. - Морская академия. В Москве: с 1711 г. инженерная школа, медицинская школа при московском военном госпитале.

Бал. Бальный танец предварительно отрабатывается на репетициях сразу со всеми командами. При нехватке членов команд следует зарезервировать немного времени, чтобы девушки-биологи, химики переоделись в бальные платья. Танец занимает немного времени, но очень хорошо принимается игроками.

Фейерверк. Практика показывает, что за редким исключением, школьники, да и студенты младших курсов не имеют достаточных навыков, и времени, чтобы подготовить настоящий фейерверк. Подготовка пиротехнических смесей, картонных гильз, их высушивание - дело очень тщательное и долгое (не менее трех недель). Проще ограничиться зажиганием черного пороха с добавкой солей для окраски пламени. Возможный состав черного пороха приведен выше в блоке вопросов и ответов по истории химии. Все компоненты - серу, селитру, древесный уголь можно купить в магазинах для садоводов и любителей природы. Пороха готовится не более 20-30 г. Каждый компонент тщательно растирается в отдельной чистой ступке до пылевидного состояния (праха) и только затем все компоненты смешиваются. Соли, придающие окраску - хлориды меди (II), соли лития, стронция, сначала просушиваются, а затем истираются.

Перед сжиганием пороха следует обеспечить сохранность демонстрационных столов и безопасность. Столы накрывают мокрым покрывалом (одеяло, простыня). На стол ставят несколько кирпичей на них лист жести, на него низкую консервную банку, в которую насыпают порох и поджигают. Под рукой должна быть вода (кувшин и ведро с водой). Освещение в аудитории предварительно стоит выключить.

Награждение участников. Команды победительницы награждаются грамотами Петра. Игроки команды-победителя получают нашейные знаки из соленого теста, покрытого лаком. Орденами награждаются лучшие “химик-бомбист”, “биолог”, автор самого стильного костюма, победитель в силовом состязании, лучший декоратор и т.д. Каждая команда получает торт.

Финальная песня. В течение трех лет мы используем перефраз на мелодию финальной песни из рок-оперы А.Рыбникова “Юнона и Авось” “Аллилуйя любви”. Мы ее переделали в гимн игре. Текст подходит к любой игре. Для каждой новой игры мы всего лишь переделываем слова третьей строки песни. Так, например, в игре “Химики при дворе князя Тантала”, построенной на истории славян строка была другая: “Аллилуйя волхвам и героям, ведунам, берегиням, статистам”. Так как мелодия песни сложна, и без подготовки ее спеть трудно, мы обычно приглашаем на игру пару девушек, занимающихся пением. Их голоса помогают всем точно следовать за мелодией.

Финальная песня “Аллилуйя игре”

Начиная новое столетье, знаем мы, что, как и в прошлый век,
Мы плюем на разрухи лихолетье, лишь игрою ты жив, лишь игрой - человек.
Аллилуйя героям и дамам, пиротехникам, даже статистам.
Каждый был здесь товарищем, братом, и роднею нам всем, и роднею нам всем и артистом.
Аллилуйя, всем нашим командам!
Вся игра пролетела аллюром! Ах, какие здесь были таланты!
Аллилуйя игре, аллилуйя игре, аллилуйя!
Мы сражались без злобы и мести, и сердца наполняли простором.
Хорошо, что сегодня мы вместе,
Аллилуйя игре, аллилуйя игре, споем хором!!!
Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя! Аллилуйя!