ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Химия

Внеклассное мероприятие по химии "Д.И. Менделеев и современность"

Добавлено: 2012.09.01
Просмотров: 856

Кучеева Татьяна Николаевна, учитель химии

Границу научному познанию
и предсказанию предвидеть невозможно.
Д.И. Менделеев

Цели:

  1. Приобщить учащихся к изучению биографии и научной деятельности Д.И. Менделеева;
  2. Развить интерес к вопросу создания периодической системы химических элементов, к личности Д. И. Менделеева;
  3. Создать условия для формирования интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать.

Оборудование и реактивы. Компьютер, мультимедиапроектор, спиртовка, тигельные щипцы, длинная лучина, фарфоровые чашечки, фильтровальная бумага, хлопчатобумажная ткань, железный тигель, штатив с кольцом, фарфоровый треугольник, стеклянная палочка, этиловый спирт, растворы нитрата, калия, кальция, бария, стронция, лития, порошки железа и древесного угля, сухой мелкокристаллический перманганат калия.

Ведущий 1. Прошло 173 года со дня рождения Д.И. Менделеева и 146 лет с открытия периодического закона. В нашу эпоху это огромный исторический срок. Сегодня человечество видит в Дмитрии Ивановиче Менделееве одного из тех людей, чьи работы стали вехами прогресса. Жизнь ученого, его постоянное стремление принести, возможно большую пользу родному народу и всему человечеству. (Приложение 2, слайд 2).

Ведущий 2. Немало крупных событий прошло за это время, наука сделала гигантский скачок вперед. Современные химические лаборатории университетов снабжены новейшим оборудованием (Приложение 2, слайд 3).

Ведущий 1. Наш вечер посвящен человеку энциклопедических знаний, человеку, который сделал так много для своей страны и всего мира, что невозможно рассказать обо всех его открытиях и достижениях. Это замечательный человек и учёный – Д.И. Менделеев.

Ведущий 2. 8 февраля 1834 г. в семье преподавателя и директора Тобольской гимназии Ивана Павловича Менделеева произошло примечательное событие: родился 17-й ребенок. Мария Дмитриевна - мать Менделеева назвала его в честь деда Дмитрием. Дед Дмитрия Ивановича Менделеева по линии отца был священником с Тихомандрицы Вышневолодского уезда Тверской губернии и звали его Павлом Максимовичем Соколовым. Он имел четырех сыновей, вторым из которых был Иван Павлович - отец будущего великого химика. По обычаю того времени юноши получали фамилии в виде прозвища при поступлении в духовное училище и носили не отцовскую фамилию, а данную учителями, а Менделеева, Тимофея Соколова и Александра Тихомандрицкого. «Фамилию Менделеева, - пишет по этому поводу Дмитрий Иванович в своих воспоминаниях, - дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик Менделеев менял лошадей. Учитель по созвучию «мену делать» вписал и отца под фамилией Менделеев» (Приложение 2, слайд 4), [1].

Ведущий 1. Первые пятнадцать лет жизни будущего автора периодического закона прошли в Тобольске. Митя поступил в гимназию одновременно со старшим братом Павлом, и закончил её в пятнадцать с половиной лет. После этого Митя с матерью и сестрой Лизой отправились в Москву, а затем в Петербург - Мите нужно было продолжить образование. Путь в столицу был долог и труден. Лишь в мае 1850 г. Дмитрий Иванович подал прошение о зачислении в главный педагогический институт Петербурга. В августе он был принят в число студентов.

Ведущий 2. С первой женой Феозвой Никитичной Лещевой они встретились в семье общих знакомых. Феозва Никитична была на шесть лет старше Дмитрия Ивановича. Дмитрию казалось, что они любили, он надеялся, что дети соединят их в крепкую семью, но брак оказался неудачным. В 1863 г. получил место профессора Петербургского практического технологического института. В 1865 г. Д.И. Менделеев защитил диссертацию на степень доктора химии на тему: «О соединениях спирта с водой».

Ведущий 1. В 1869 г. Д.И. Менделеев открыл периодический закон, выпустив знаменитый труд «Основы химии», выдержавший издание на русском, английском, французском языках (Приложение 2, слайд 5).

Ведущий 2. В 1877 г. он познакомился со второй женой Анной Ивановной Поповой, которая была младше на 26 лет. Они часто встречались на молодежных пятницах, которые он устраивал у себя. На этих вечерах Менделеев сблизился с представителями русского реалистического искусства: И.Н. Крамским, Н.А. Ярошенко, И.Е. Репиным, которые отобразили образ великого химика в своих работах. От двух браков у Д.И. Менделеева было шесть детей: 3 мальчика и 3 девочки. Анна Ивановна оказалась как раз тем человеком, который принес огромное счастье гениальному ученому. В 70-90-х годах Д.И. Менделеев изучал нефтяные, каменноугольные и железные месторождения России и Пенсильванские нефтяные залежи в Америке (Приложение 2, слайд 6), [1].

Ведущий 1. Ученица 9 «Б» класса Бабенкова Оксана участвовала в областном конкурсе рефератов, посвященных 175-летию, со дня рождения Д.И. Менделеева и представляла работу на тему: «Эволюция периодической системы» и, казалось бы, естественным и вполне исторически закономерным, что за такой отрезок времени значение периодического закона должно было потускнеть, перед грандиозным достижением человеческой мысли. Однако, сегодня, мы можем сказать, что время нисколько не умалило открытия Д.И. Менделеева. Напротив, периодический закон в наши дни представляется значительнее, чем 146 лет назад. И сейчас она выступит со своей работой (Приложение 1; Приложение 2, слайд 7, 8; Приложение 3, слайд 3)

Ведущий 2. Сегодня на вечере у Дмитрия Ивановича Менделеева три команды химиков 9 «Б», 10 «Г» и 11 «Г». Представляем Вашему вниманию состав жюри: директор лицея-интерната Рухленко Николай Михайлович, преподаватели БелГУ биолого-химического факультета Сирицо Светлана Игоревна и Буржинская Таисия Григорьевна.

Ведущий 1. А сейчас вашему вниманию будет представлен первый конкурс - приветствие. Максимальная оценка 3 балла (Приложение 3, слайды 4, 5, 6).

Ведущий 2. Второй конкурс называется разминка.

В этом конкурсе команды должны будут по очереди ответить на вопросы, и за каждый правильный ответ команды получают максимально 3 балла, если команда не даёт правильного ответа, право ответа переходит к другой команде, если команды не отвечают, то отвечают болельщики. Если ни одна команда правильно не ответила, зачитывается правильный ответ. Для ответа дается время (по песочным часам).

Вопросы разминки

  1. Где и когда родился Д.И. Менделеев? (Д.И. Менделеев родился 27 января (8 февраля 1834 г. в г. Тобольске.)
  2. Какой химический элемент назван в честь России? (Рутений)
  3. Какой минерал назван в честь Д.И. Менделеева? (Минерал менделеевит - сложного состава, радиоактивный)
  4. Этот химический элемент обнаружили сначала на Солнце, а потом на Земле. (Гелий)
  5. В 1854 г. стоимость 1 кг этого металла составляло 1200 руб., т.е. в 270 раз дороже серебра, 1899 г. – 1 рубль. Когда–то он стоил дороже золота. Французы изготовили из него кисары охранником Наполеона и игрушки наследнику его величества (Алюминий).
  6. Какой элемент, открывший, его алхимик Бранд назвал «холодным огнём»? (Фосфор)
  7. При длительной работе ксероксов и лазерных принтеров в помещении увеличивается содержание …(Озона)
  8. В Древнем Египте бусы из этого вещества ценились дороже золота, и носить их разрешалось только родственникам фараона. Назовите вещество (Стекло)
  9. Какой химический элемент, исследованием которого рекомендовал «особо тщательно» заниматься Д.И. Менделеев, он же носит название планеты солнечной системы. (Уран)
Ведущий 1. Третий конкурс - химический эксперимент. Максимальная оценка 5 баллов.

Прошу представителей команды 9 «Б» продемонстрировать свой опыт.

Демонстрируют учащиеся каждого класса по одному опыту (один демонстрирует, другой объясняет проведение опыта) (Приложение 1 опыт «Несгораемый платок») [2, 3, 4].

Ведущий 2. Прошу представителей команды 10 «Г» продемонстрировать свой опыт (Приложение 1 опыт «Сноп искр из тигля»; Приложение 3, слайд 9), [2, 3, 4].

Ведущий 1. Прошу представителей 11 «Г» продемонстрировать опыт (Приложение 1 опыт «Разноцветное пламя»; Приложение 3, слайд 8), [2, 3, 4]. Оценки жюри.

Ведущий 2. Четвёртый конкурс - переводчик. Максимальная оценка 5 баллов. Трем командам раздаются листы с текстом на английском языке. Для перевода дается время 5 минут (по песочным часам). После истечение времени команды зачитывают перевод (Приложение 1; Приложение 3, слайд 10), [1].

Ведущий 1. Оценка за конкурс переводчик.

Ведущий 2. Пятый конкурс – конкурс капитанов (Приложение 1, приложение 2, слайд 6).

Игра со зрителями.

Ведущий 1.
Напишите на бумаге символ химического элемента.

Задумайте химический элемент. Его порядковый номер умножьте на 2. К полученному значению прибавьте 5. Полученную сумму умножьте на 5.

Ученик называет, число ведущий отбрасывает, последнею цифру из оставшегося числа вычитают 2 и получают номер загаданного химического элемента.

Ведущий 2. загадываем вам загадку, поднимаете руку, если правильный ответ, то бал присуждается той команде, за которою вы болеете, а жюри выбирают из предложенных ответов – правильный.

Это красавица всем вам знакома,
С ней вы встречаетесь в школе и дома,
Бесцветна, чиста почти,
Но ток электрический включи,
И разлагается она
На 2 каких–то вещества.
(Вода)
Ведущий 1.
В воде обычно он хранится,
Свет получает в темноте.
Искать в природе – не трудиться,
Свободным нет его нигде.
Воспламенится сам он может,
К тому же сильно ядовит.
Так отвечай без промедления,
Коль в пятой группе он стоит.
(Фосфор)
Ведущий 2.
Из меня состоит всё живое:
Я графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас.
(Углерод)
Ведущий 1.
Два антипода парою ходят,
Первый теряет – второй находит,
Ролью меняясь при этом порой…
Кто ж из них первый и кто же второй?
(Восстановитель и окислитель)
Ведущий 2.
Меня считали по водороду,
Пересчитали по кислороду,
Но чтобы точно меня узнать,
Ковалентные связи нужно пересчитать.
(Валентность)
Ведущий 1.
В честь страны в Европе назван я,
Металлы щелочные – моя семья,
В свободном виде не могу существовать.
Старайтесь побыстрее моё имя угадать.
(Франций)
Ведущий 2.
Первый слог мой – отрицанье,
Слог второй – местоименье,
Отгадай моё названье,
Поскорей, я жду решенья.
(Неон)
Ведущий 1.

А сейчас приглашаем на чаепитие, которое состоится в столовой, где жюри объявит победителя. Подведение итогов: жюри объявляют победителя, и вручают грамоты (Приложение 3, слайд 12, 13).

Литература:

  1. Скуднова, Л.Г. Химия (Издательский дом «Первое сентября»), 2006, № 20, с. 42-46.
  2. Алексинский, В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1995. – 96с.
  3. Макареня, А.А., Рысев, Ю.В. Д. И. Менделеев. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988.
  4. Аликберова, Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 – 560 с.