ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Химия

Интеллектуальная викторина "Химия и история военного Воронежа" (для учащихся 8—9-х классов)

Добавлено: 2012.09.01
Просмотров: 949

Ерёменко Елена Борисовна, учитель химии; Михина Светлана Фёдоровна, учитель химии

Цель мероприятия: обогатить учащихся знаниями о родном крае, воспитывать любовь к родному краю, формировать гражданственность и патриотизм, развивать познавательный интерес на основе межпредметных связей.

Межпредметные связи: химия и краеведение.

Ход мероприятия

(Звучит песня «Священная война», музыка В. И. Лебедева-Кумача.)

Чем дальше в прошлое уходят годы, тем ярче и полнее проявляется величие подвига советского народа, который в невиданно жестокой войне отстоял свою Родину.

Война – нет жестче слова,
Война – печальней слова нет.
Но мы сегодня вспомним снова
События тех грозных лет.

Дорогие ребята! Мы предлагаем Вам сегодня вспомнить ту тревожную историю нашего города, памятные места, связанные с ней, а также выяснить роль химии в победе над фашизмом.

Вопросы викторины:

1. Во время боев под Воронежем погибли тысячи наших солдат и офицеров, много братских могил осталось здесь тогда. В одной из братских могил покоятся свыше тысячи наших солдат и офицеров. Имена погибших выбиты на гранитной стене. Одной из первых значится фамилия старшины Абызова, который закрыл своим телом амбразуру фашистского дота в июле 1942 года. Сегодня одна из улиц носит его имя. О каком памятнике идет речь?

Ответ: Речь идет о памятнике на Задонском шоссе. Здесь шли упорные бои за Воронеж. В 1948 году была создана общая братская могила и поставлен скромный обелиск со звездой на вершине. 24 января 1967 года состоялось открытие памятника по проекту архитектора А. Г. Бузова и скульптора Ф. К. Сушкова. Основная идея монумента – смерть ради жизни на земле: фигура сраженного в атаке солдата с автоматом в руке на фоне барельефа матери с ребенком на руках. Весь ансамбль занимает 120 метров. В памятник вмонтирована звуковоспроизводящая установка. Каждый час звучат слова Р. Рождественского «Реквием». Сзади барельефа была замурована капсула с обращением ветеранов Великой Отечественной войны потомкам, которую вскрыли в 1955 году, в год 50-летия Великой Победы.

Город рос великан,
Дом за домом вставал,
Только древний курган
Стройку вдруг задержал.
Археологи, вам
Слово надо сказать,
И к далеким векам
Обратится опять.
Но не скиф, не сармат
В том кургане лежал:
Русский парень – солдат
К пулемету припал.
Он ячейку отрыв,
Город твой защищал,
Но поблизости взрыв
Все с землею сравнял.
И истлел на груди
Комсомольский билет,
Сон никто не будил,
Мать ждала столько лет…
Военком пожилой
Тихо с болью сказал:
- Ты без вести, родной,
Сорок лет воевал.
Стал известен, как все.
Устремляет солдат
На Задонском шоссе
В небо каменный взгляд.
Он, конечно, устал.
Пусть солдат тот лежит.
Он тебя отстоял.
Значит, жизнь победит!

2. Назовите ученого – химика, автора книги «Война и стратегическое сырье».

Ответ: Академик А. Е. Ферсман. Этот ученый во время войны руководил освоением природных богатств Востока страны. За период Великой Отечественной войны были выявлены оловянные месторождения на Дальнем Востоке, вольфрамовые и свинцовые – в Средней Азии, медно-колчедановые и бокситовые – на Среднем Урале, вольфрамовые месторождения в Кузнецком Алатау и на Алтае.

3. В результате оккупации и боевых действий в Воронеже было уничтожено и сильно повреждено 92% жилых домов. На северной окраине города до сих пор можно видеть памятник, который воронежцы специально оставили в том виде, в котором увидели его в 1943 году. Что это за памятник?

Ответ: Это купол центральной части областной больницы, расположенной в районе улиц 45-й стрелковой дивизии, Леваневского, Больничного переулка. Решением городского Совета, принятым в 1965 году, Ротонда сохранена как памятник. Здесь предполагалось соорудить специальный павильон с экспозиционным залом, где должна была размещаться панорама о героической защите Воронежа. На громадной стене, соединяющей Ротонду с павильоном, - барельефное изображение представителей различных родов войск Советской Армии, а в центре композиция – скульптура скорбящей женщины. К сожалению, эта идея так и осталась проектом, но Ротонду сохранили.

4. Каких вы знаете ученых-химиков, лауреатов государственных премий военных лет?

Ответ: А. Е. Арбузов, Н. Д. Зелинский, Н. Н. Семенов, А. Е. Фаворский, А. Е. Ферсман, А. Н. Несмеянов.

5. Два памятника находятся на площади рядом с проспектом Революции. Это 40-метровый обелиск из двух стел, выполненный из нержавеющей стали. Почти у самой вершины обелиска между стелами укреплена медаль ордена Великой Отечественной войны I степени, врученному Воронежу в 1975 году. На противоположной стороне установлена многофигурная композиция, символизирующая единство советского народа в борьбе с немецкими захватчиками. Перед скульптурной группой – вечный огонь. О чем идет речь?

Ответ: Речь идет о площади Победы, открытие которой состоялось 9 мая 1975 года.

Скульптурно – мемориальный комплекс работы Ф. К. Сушкова, установленный на площади Победы, отображает боевое единство советских людей в грозные дни войны. На гранитных плитах воспроизводится схема сражения и текст указа Президента Верховного Совета СССР о награждении города Воронежа орденом Отечественной войны I степени.

6. Какой металл называют «крылатым» и почему? Каково основное предназначение этого металла во время войны?

Ответ: Это металл – алюминий, его называют «крылатым» потому что используют в самолетостроении. Ведение войны требовало повышенного расхода алюминия. Академик Д. В. Наливкин возглавил поиски алюминиевого сырья на Урале. Именно на Северном Урале были обнаружены большие запасы высокосортных бокситов, поэтому в 1943 году производство алюминия выросло в три раза по сравнению с довоенным. «Крылатый» металл алюминий в виде сплавов с другими металлами использовался для обшивки самолетов, изготовления лопастей винтов. Тончайший алюминиевый порошок использовали для получения горючих и взрывчатых смесей.

7. А этот памятник был открыт 8 мая 1975 года в городе Воронеже. На массивном постаменте установлены три выполненные из бетона фигуры советских солдат с поднятыми в руках автоматами. Ветер – развивает плащ-палатки за солдатскими спинами. Слева и справа постамента бетонная стена как символ несокрушимости советских воинов. О каком памятнике идет речь?

Ответ: Это памятник героям боев за Чижовку – Чижовский плацдарм в Ленинском районе города Воронежа, ожесточенные кровопролитные бои на котором продолжались 167 дней, до 25 января 1943 года, до полного освобождения города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Наряду с регулярными частями Советской Армии на Чижовском плацдарме сражался сводный отряд воронежцев, составленный из бойцов истребительного батальона и партизанского отряда «Граница». На улице 20-летия Октября, у братской могилы советских воинов, павших на Чижовском плацдарме, в 1947 году был установлен памятник. В 1975 году, к 30-летию победы в Великой Отечественной войне, на плацдарме открыт новый памятник героям боев.

На Чижовском плацдарме солдаты стоят,
И бессрочен гранитный их строй.
И тяжел этот взгляд, обращенный назад,
В бесконечный их сорок второй…

Обгорелое взгорье, Чижовский плацдарм,
Пир железа! Живому – не жить.
Но приказ иссеченным, усталым полкам:
Удержать! Устоять! Победить!

По весне на Чижовке – белеющий сад,
Ветер с поймы – веселый, крутой…
На Чижовском плацдарме солдаты стоят,
И бессрочен гранитный их строй.

В. Будаков

8. Назовите основные направления научных исследований химиков в годы войны.

Ответ: Это были разработки проблем, имеющих оборонное значение, поиск и конструирование средств обороны, научная помощь промышленности в улучшении производства, мобилизация сырьевых ресурсов страны, замена дефицитных материалов местным сырьем.

9. Какой памятник был открыт в Воронеже 8 мая 1976 года и посвящен советским летчикам?

Ответ: Это устремленный в небо современный боевой реактивный самолет, который находится на небольшой площади около Дворца 50-летия Октября. Постамент украшен конструкциями из листового алюминия, изготовленными по проекту скульптора Ф. К. Сушкова. Место для памятника выбрано не случайно. На месте улицы Космонавтов была взлетная полоса военного аэродрома. Здесь была окраина города до войны.

10. Беззаветная преданность Родине, глубокий патриотизм, величайшее трудолюбие – таковы черты этого ученого. Он награжден тремя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, четвертым орденом Ленина он был награжден в 1945 году за выдающиеся достижения в области органической химии и подготовку высококвалифицированных научных сотрудников. О каком ученом идет речь, и каков его вклад в химическую науку?

Ответ: Это лауреат Государственной премии академик Алексей Евграфович Фаворский. Он изучил химические свойства и превращения ацетилена. Ацетилен служит исходным веществом для получения полимеров, взрывчатых и отравляющих веществ, растворителей, каучуков. Из него получают ацетиленид серебра. Это взрывчатое вещество, он легко взрывается при трении, ударе, действии пламени; горение легко переходит в детонацию, применяется в военном деле в виде малых зарядов, в капсулах – детонаторах.

C2H2 + Ag2O = Ag2C2 + H2O

Ацетилен используется для получения хлорвинила, а из него поливинилхлорида, который в сочетании с тонкой нейлоновой тканью служит хорошим покрытием для взлетно-посадочной вертолетной площадки, из него изготавливают вентиляционные трубопроводы на подводных лодках. Винилацетилен, получаемый из ацетилена, служит исходным сырьем для получения хлоропренового каучука. На основе ацетилена получают отравляющее вещество кожно-нарывного, общеядовитого действия – люизит.

Вместе со своими учениками А. Е. Фаворский разработал важнейший метод получения виниловых эфиров, используемый в оборонной промышленности. Он нашел оригинальные пути для получения изопренового синтетического каучука на основе угля и воды.

11. Как известно, в военное время страшным бичом были эпидемии, которые уносили многие человеческие жизни. Какие меры борьбы с эпидемиями были разработаны учеными – химиками?

Ответ: Перед учеными была поставлена задача - разработать и организовать производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, переносчиками которого являются вши. В то время ассортимент препаратов против вшей был весьма ограничен. Под руководством Николая Николаевича Мельникова было организовано производство дуста – препарата на основе дифениламина, который в начале декабря 1941 года уже выпускали в количестве 90 тонн в месяц.

В Воронеже завод Химпродукт был открыт в марте 1951 года. В первое время работы завод выпускал дуст и ДДТ. После войны их назначение было исключительно важное, так как борьба с вшивостью, клопами, мухами среди населения имела первостепенное значение. Доктор городской дезостанции Пивоваров изобрел гексахлорановый карандаш, получивший впоследствии название «карандаш Пивоварова», который имел вид стержня, грифеля и предназначался для борьбы с вшивостью.

Во время войны ученые разработали и организовали производство ртутного антисептика – этилмеркурфосфата, который использовали в авиационной промышленности для предохранения деревянных самолетов от разрушения микроорганизмами. Без применения антисептика деревянные самолеты, выпускаемые в то время промышленностью, выходили из строя через месяц-полтора после начала эксплуатации. Благодаря этилмеркурфосфату жизнь самолетов продлевалась.

12. Какие открытия химиков сыграли во время войны громадную роль в спасении многих раненых?

Ответ: Академик Александр Владимирович Палладин синтезировал витамин К3 и викасол – эффективное средство при кровотечениях. Ученые МГУ в январе 1942 года разработали и внедрили в медицинскую практику препарат для свертывания крови – тромбин. Он расширял возможности хирургов при операциях. Много жизней спас бальзам Михаила Федоровича Шостаковского. Полученный на основе полимеризации виниловых эфиров, он оказался лучше перуанского и не вызывал побочных явлений. Под руководством профессора М. М. Ильина из сибирской пихты был изготовлен бальзам, способствующий быстрому заживлению ран. Химики всех кафедр Лесотехнической академии разрабатывали рецептуру составов для зажигательных снарядов, выпускали пасту для лечения обморожений, ожогов и огнестрельных ран, в большом количестве изготовляли хвойный экстракт (витамин С) для госпиталей.

Воронежский химико-фармацевтический завод, основанный в 1934 году, во время войны выпускал для нужд фронта не только перевязочные материалы, но и стеклянные баллоны с зажигательной смесью для борьбы с танками противника. В декабре 1943 года, с конвейера сошли первые 50 тысяч штук медикаментов в ампулах. В начале 1944 года впервые в СССР на Воронежском химико-фармацевтическом заводе началось освоение производства лейкопластырей в катушках. К 1946 году на заводе стали функционировать 5 цехов: фармацевтический цех, таблеточный цех, цех намазанных пластырей, фасовочный цех, ампульный цех.

На фронтах Отечественной войны сражались десятки тысяч представителей науки, проявляя мужество, стойкость и преданность Родине.

Нам руки даны, чтобы Землю обнять
И сердцем ее отогреть.
Нам память дана, чтобы павших поднять
И вечную славу им петь.
Осколком снаряда береза пробита,
И буквы легли на гранит…
Ничто не забыто, ничто не забыто,
Никто не забыт!
Не старят года, не изменят века
Черты дорогого лица.
Героев своих мы найдем имена
И впишем навечно в сердца!

В. Харитонов

Кто про химика сказал: «Мало воевал?»
Кто сказал: «Он маловато крови проливал?»
Я в свидетели зову химиков-друзей,
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто с армией родной шел в одном строю,
Тех, кто грудью защищал Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей,
Сколько полегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне…
Слава химикам живым!
Павшим – честь вдвойне!

З. И. Барсуков

(Звучит песня «День победы»: слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова.)

Мы должны помнить о том, что Великая Отечественная война была смертельным противоборством не только оружия и терпения, не только идей и стратегий. В научно – техническом XX веке это было сражение производств, экономик и наук. Вместе с солдатами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, военные медики и сугубо гражданские химики!

В честь победы над фашизмом мы зажжем фейерверк из бенгальских огней.

Опыт:

Желтый цвет – 61 г бертолетовой соли, 32 г серы, 30 г безводной соды.
Зеленый цвет – 60 г бертолетовой соли, 16 г серы, 24 г карбоната бария.
Красный цвет – 8 г бертолетовой соли; 22 г серы, 2 г порошка угля, 67 г нитрата стронция.

Смеси насыпают на кусок жести и поджигают длинной лучинкой. Для демонстрации достаточно взять 1/10 часть указанных веществ.

Литература

  1. В. П. Загоровский «История Воронежского края» Центрально-чернозёмное книжное издательство Воронеж 1982.
  2. О. К. Кретова «Русский город Воронеж» Центрально-чернозёмное книжное издательство Воронеж 1986.
  3. А. И. Буш «Внеклассная работа по химии» Волгоград «Корифей» 2007.