ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Химия

Внеклассная работа "Исследования по химии"

Добавлено: 2012.09.01
Просмотров: 842

Мингазова Галия Ахсановна, учитель химии

Цели:

  • актуализировать и систематизировать знания воспитанников о составе воды, снега, воздуха.
  • обеспечить условия для овладения приемами изучения состава и свойств веществ, их применения при решении практических задач.
  • совершенствовать умения воспитанников самостоятельно работать со справочно – информационной литературой по химии, биологии, географии.
  • продолжить экологическое просвещение воспитанников.

Ход занятия

Я предлагаю для внеклассной работы практические задания в виде исследований экологического характера. Предлагаю методы определения уровня загрязнений воздуха, снега и реки.

1. Определение уровня загрязненности воздуха.

Сначала выбираем наиболее характерные точки край проезжей части дороги, тротуар за зелеными наслаждениями, машинно-тракторный парк.

В каждом участке определяем содержание автомобильного выброса окиси углерода.

Определяем с помощью универсального газоанализатора – УГ – 2.

Определение уровня загрязнения воздуха выбросами автотранспорта.

Для наблюдений выбираются наиболее характерные точки магистрали: край проезжей части, тротуар перед фасадом зданий, а также на перекрестке. В этих точках определяется содержание – окиси углерода. Определение ведется с помощью универсального газоанализатора.

2. Обследование эколого-хозяйственного состояния реки.

Источниками загрязнения реки могут быть: хозяйственно-бытовые сточные воды, поверхностный сток дождевых и талых вод.

Объектом обследования является открытый вдвоем: река, озеро, пруд, ручей.

В процессе обследования необходимо получить следующие сведения:

  1. Название реки, его местонахождение.
  2. Ширина, длина, глубина (средняя, наименьшая, наибольшая) в м.
  3. Скорость течения (м/сек).
  4. Расход воды в реке в половодье.
  5. Амплитуда колебания водоёма во время межени и половодье.
  6. Подъём воды в водоёме в период дождей (высота в м).
  7. Факты затопления рекой во время половодья грязных площадей.
  8. Факты пересыхания водоёма летом.
  9. Даты замерзания и вскрытия водоёма.
  10. Характер дна водоёма (каменистое, песчаное, глинистое, илистое, заболоченное).
  11. Характер берегов водоёма (крутые, обрывистые, пологие, каменистые, песчаные, заболоченные, дуговые и т.д.).
  12. Наличие  жилых строений, промышленных предприятий и объектов, расположение от водоёма.
  13. Место забора воды для питья и их расстояние от промышленных предприятий. Других объектов.
  14. Источник загрязнения на акватории водоёма.
  15. Наличие сезонных свалок мусора, навоза, грязного снега с улиц и дворов, их расположение по отношению к местам забора воды для питья.
  16. Качественная оценка загрязнения водоема.
  17. Использование водоёмов.
  18. Факты заболеваемости окружающего населения инфекционными болезнями.

При обследовании ребята выявляют, загрязненные притоки водоема, наличие вблизи него источников сосредоточенного загрязнения (свалки, склады ядохимикатов, животноводческие объекты и др.) Производится отбор проб воды для анализа в лабораторных условиях. Предварительные данные о водоеме можно получить в местном комитете по экологии.

Предложим школьникам дать предварительную оценку качества исследуемой воды, используя такие ее физические показатели как цвет, запах, вкус, а также реакцию. Хорошая вода  бесцветна. Окраску она может приобретать при попадании в водоисточник органических веществ  животного происхождения  (навоз, моча и др.) и сточных вод. Так окись железа придает воде желтовато-бурый цвет, а глинистые частицы – желтоватый. Зеленоваты цвет воды обусловливают разлагающиеся в ней водоросли.

При разложении в водоеме органических веществ растительного происхождения у воды появляется землистый, травянистый, болотный запах, и при разложении органических веществ животного происхождения – гнилостный, сероводородный; навоза, мочи – аммиачный; при поступлении в воду промышленных стоков – фенольный, керосиновый и пр.

При содержании  в воде хлористого натрия она может приобретать солоноватый вкус; солей магния – горьковатый; солей  закисей железа, сернокислой меди, солей марганца и кальция – вяжущий; при снижении в воде органических веществ появляется затхлый, гнилостный или сероводородный запах.

Хорошая вода имеет нейтральную или слабощелочную реакцию; загрязненная органическими веществами и продуктами гнинения – щелочную, при попадании в нее сточных вод промышленных предприятий – кислую. На основании анализа даются рекомендации по улучшению экологического состояния водоема.

3. Взятие проб снега.

Для анализа снега как хорошего индикатора загрязнения окружающей среды он отбирается на всю глубину снеговой колонки в конце зимы. Взятый снег растапливают. После таяния измеряется рН снеговой воды, а пыль, осевшая на снег, собирается на беззольный фильт. Последний  взвешивается  после доведения до воздушно-сухого состояния, после чего фильтр сжигается в муфельной печи. Оставшаяся пыль представляет собой подготовленную для анализа пробу.

Итак, во внеурочные время можно пронести практические исследования. Они дают учащимся экологическое образование и углубляют знания по химии.