ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Патриотическое воспитание

Программа "Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников"

Добавлено: 2013.11.14
Просмотров: 1275

Черкашина Зинаида Ивановна, учитель начальных классов

Введение

Что значить быть патриотом? какой смысл вкладывается в понятия патриотизм, патриотическое воспитание?

Толковый словарь живого великорусского языка В. Даля объясняет слово “патриот” так: “Любитель отечества, ревнитель о благе его”. Толковый словарь русского языка С. Ожегова даёт следующее определение:“Человек, преданный своему отечеству, своему народу”.Словарь современного русского литературного языка даёт такое толкование:”Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине”. С категорией патриот неразрывно связана патриотизм.

Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающая его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственного начало в конкретные для Отечества дела и поступки. “ Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом”, - подчеркивал В.Г.Белинский.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально- экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства,

Исходя из всего сказанного выше, важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения.

Воспитывать патриота значить формировать человека, которому присущи любовь к Родине, стремление к процветанию и могуществу, прочная гражданская позиция.

С чего начинается патриотизм? Н.А. Добролюбов считал, что он начинается с любви к родному краю.

Первая ступень формирования патриотизма. Формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам.

Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине- деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма- воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям.

Воспитание в системе образования зачастую осуществляется не комплексно, а по направлениям: гражданское, правовое, экологическое, краеведческое воспитание и т.п.

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан РФ, “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г”

  1. Конвенция о правах ребёнка.
  2. ЗаконыРФ, РС(Я)“Образовании”.
  3. “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г”.

И предназначена для учащихся 1-4 классов муниципального общеобразовательного учреждения Тумульской средней общеобразовательной школы Мегино- Кангаласского улуса. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско- патриотического воспитания и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форум, методов и приемов педагогических воздействий и опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства воспитательной среды.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблем гражданско - патриотического воспитания.

Необходимость формирования новой системы патриотического воспитания младших школьников, при этом методы и формы патриотического воспитания видоизменяются и обновляются по мере происходящих политических, экономических и социальных перемен в стране.

Цели и задачи программы:

Целью Программы является любовь Отечеству, развитие у учащихся чувства патриотизма , чувства гордости за свой народ.

Задачи: Воспитание любви к школе, селу, краю, Отечеству.

  1. Использование всех возможных средств для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям народа саха.
  2. Развитие форм ученического самоуправления.
  3. Развитие гражданско-патриотических и нравственных чувств.
  4. Организация всех видов деятельности, способствующих сплочению классного коллектива.

Этапы реализации Программы.
Тематика определена по классам.

1 класс 2008- 2009 уч. г.г. – подготовительный этап.

- Кто я и где я живу.
- Я и мой класс (адаптация к школе).
- Я и моя семья (изучение родословной).
- Помогаем семье (помощь и забота о старших и младших).
- Отдыхаем с семьей ( семейные праздники, спортивные праздники).

Каждый за всех, все за одного.
Наша школа – дом родной.
Моя улица, мой посёлок.
История нашего наслега (300-летие Доллунского наслега).
История ветпункта – проект.
ВОВ в моей семье (поисковая работа)
“Ветераны ВОВ наслега” (исследовательская работа)
Поездка на родину Героя- с. Сымах музей им. Ф.К. Попова.

4 класс – 2011-2012 уч. г.г. итоговый этап.

Природа родного края Их именами гордится наш наслег. Тимуровская помощь. Значение символики. Краеведение . Поездка в Соттинский музей Усть- Алданского улуса.

Мероприятия по реализации Программы

Мероприятия Период исполнения Ответственные
Привлечение родителей учащиеся к организации ипроведению мероприятий(родсобрание, встречи, конференции, классные часы и др.) 2008- 2012 г. Классный рук.

Родком .

Участие в НПК “патриотизм истоки и современность”доклады учащихся ежегодно Классный рук.

Родители, учителя –предметники.

Участие учащихся в военно-учебном сборе “ Школа выживания”. ежегодно Военком улуса, отцы, учителя- мужчины, фельдшер.
Конкурсы на лучшее литературное творчество по граж данскому париотическим тематикам. ежегодно Классный руковод., родители.
Проект “Ветпункт”. ежегодно Классный руковод.,

вожатые.

Проведение спортивных соревнаваний “Мама, папа и я спортивная семья”. 2008- 2012 г.г. Физорг класса,

учитель физкультуры.

классный рук.,отцы.

Участие в турслёте. ежегодно Классный руковод.,

родители.

Участие в благотворительной акции. ежегодно Классный руковод.,

родители.

Проведение классного концерта. 1 раз в год Классный руковод.,

Родители, хореограф, учитель музыки.

Проведение выставок поделок ( родители + дети). ежегодно Классный руковод.,

Родители, учащиеся.

Встречи с ветеранами тыла ВОВ, ветеранами локальных войн. ежегодно Классный руководитель, учащиеся.
Тимуровская помощь ветеранам. 2 раза в год. Классный руководитель, учащиеся.
Классные часы, беседы, лекции, праздники утренники на гражданско- патриотическую тему. ежегодно Классный руководитель, учащиеся, зам. директора по воспительной работе,

ОДО.

Проведение уроков Мужества. ежегодно Классный руководитель.
Участие в смотре Песни и строя. ежегодно Физорг класса, учитель физкультуры.

Классный рук.,отцы.

Предполагаемые конечные результаты

Осуществление настоящей программы позволит:

  • продолжить работу над совершенствованием системы патриотическому воспитания в школе.
  • сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции.
  • оказывать ежедневную помощь каждому ребёнку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей. Эффективность патриотического воспитания может быть объективно оценена только с учётом мнений самих учащихся об этой работе. Учет их отношения, взглядов и замечаний по рассматриваемой проблеме позволить оценить действенность реализуемых образовательными учреждениями методов воспитания, уровень сформированности у школьников ценностных ориентаций, преданности Родине и своему народу.

Учащимися было предложено выбрать словосочетания и эпитеты, которые ассоциируются с понятием “Патриот”.

Частное (в %) и ранговое распределение ответов школьников по приоритетности качеств, отражающих сущность понятия патриот

“Быть патриотом” означает Количество респондентов
Отстаивать интересы Родины 21,1 (4)
Уважать всех национальностей моей страны 10,5 (5-6)
Гордиться Родиной и переживать за неё 29,8 (2)
Любить и уважать Родину 33,3 (1)
Быть преданным к Родине 26,3 (3)
Защитить Родину 10,5 (5-6)
Быть националистом 5,3 (7)
Демонстрировать показную любовь к Родине 1,8 (8)

Использованная литература:

  • “Патриотическое воспитание” И.А Пашкович Волгоград изд. “Учитель” 2006 г.
  • “Патриотическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста в процессе обучения” Г. Якутск 2003 г. Ф.В. Габышева, Е.С. Никифорова.
  • “Классный руководитель” Москва 2007 г. №7; 2003 г. №5; 2003 г. №4
  • “Воспитание школьников” Москва 2006 г. №6 №5 №2; 2007 г. №1 №5
  • “ Народное образование Якутии”. Якутск 2002 г. №4
  • “Начальная школа” Москва 2004 г. №12
  • “Школьная библиотека” Москва 2009 г. №4-5.