ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Биология

Использование технологии проектов во внеклассной работе по биологии и географии

Добавлено: 2015.03.30
Просмотров: 366

Зоголь Галина Дмитриевна, учитель географии; Хамина Галина Николаевна, учитель биологии

Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и, возможностями. Ещё Ян Амос Каменский в своей книге “Великая дидактика” писал о том, что все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться собственной скоростью.

На уроках учитель, как правило, реализует это условие через уровневую дифференциацию, предлагая учащимся задания, отличающиеся объёмом заложенного в них материала. Но какую отметку ставить ученику, если он не усвоил этот минимум? “Удовлетворительно”? Тогда у учащегося не будет стимула к изучению предмета. И как быть с учеником, который знает больше?

Невозможно научить ребёнка, если ему неинтересно. Помочь в этом могут три “кита успеха”. Первый – удачное взаимодействие с учеником – заинтересуй! Способов сделать это предостаточно. Второй – убеждённость в том, что каждый ребёнок – творческая личность. Третий “кит” – необходимость постоянного контроля.

Познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее интерес к изучаемому предмету. Как сформировать этот интерес, какие методы, приёмы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не кратковременный, а стойкий?

Сформировать интерес к предмету помогает внеклассная работа, одна из форм внеклассной работы – научно-исследовательская деятельность учащихся. Именно о ней сегодня пойдёт речь.

Научно-исследовательская деятельность – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявить и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей.

Роль исследовательской деятельности многогранна:

- познавательная – стимуляция мыслительной деятельности, направленная на поиск решения поставленных задач;

- развивающая – развитие интеллектуальных и творческих способностей;

- воспитательная – развитие коллективизма, упорства в достижении цели; умение отстаивать своё мнение, практика публичных выступлений;

- дисциплинирующая – необходимость строгого выполнения методических приемов.

В “Методических рекомендациях по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся” даётся такое определение исследовательской деятельности учащихся:

“Исследовательская деятельность учащихся – связана с решением творческих исследовательских задач и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследований в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования, практическое овладение ими, сбор материала, его обработку, анализ, обобщение, научный комментарий и выводы.

Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью к исследовательской деятельности, нормой её проведения”

Исследовательская деятельность школьников может включать в себя: наблюдения в природных условиях, экспериментальные исследования – в которых изучается действия на различные объекты каких-либо факторов, психологические наблюдения и литературные изыскания основной показатель, отличающий исследования – появление в результате работы нового знания.

Учащиеся могут сами предложить тему исследования или выбрать из предложенных учителем.

Цели и задачи формулируются совместно с учителем, это учит учащихся думать, рассуждать.

Подбор необходимой литературы для школьника сложен, поэтому лучше предложить список литературы и помочь выбрать нужную информацию.

А также помочь в выборе методик исследования.

Вся дальнейшая деятельность учащегося осуществляется самостоятельно под периодическим контролем и при необходимости с помощью учителя. ( т.е. исследования ученик проводит сам, под контролем учителя и, если это необходимо получает консультации.)

Полученные результаты обязательно обсуждаются с автором работы. В ходе таких обсуждений школьники учатся устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, вытекающие из полученных данных.

После этого все части работы собираются в правильной последовательности, и идёт подготовка к публичному представлению работы.

В научно-исследовательской деятельности учащихся удобно использовать технологию проектной деятельности.

Технология проектов обладает большим педагогическим потенциалом и способствует повышению толерантности подрастающего поколения в стремительно меняющихся условиях современности.

Рассмотрим особенности использования исследовательских проектов.

I. Выбор темы проекта.

Формулировка темы и содержание проекта должны предполагать:

– интеграцию наук и различных областей практической деятельности;

– практическую ориентацию целей, задач и содержания работы;

– предметно-объектный принцип исследования;

– практическую значимость результатов проекта.

II. Этапы организации проектной деятельности, их содержание.

1. Подготовительный этап:

- формулировка темы и её осмысление;

- формулировка проектного задания и анализ его содержания;

- постановка проблемы через противоречие;

- установление мотивации к действию;

- выявление объекта и предмета исследований;

- формулировка гипотезы исследования.

2. Этап планирования:

- определение направлений работы для реализации проектной задачи;

- составление программы проектной деятельности;

- определение источников информации и способов её сбора;

- определение методов исследования;

- определение способов представления результатов (форма отчёта);

- установление критерия оценки процесса и результата проектной деятельности.

3. Этап исследования (экспериментальный):

Предполагает обязательное использование наблюдения, эксперимента, анализа статистических и опытных данных, интервью, опроса, и т. д. На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи: поисковая и исследовательская работа, сбор информации, решение промежуточных задач.

4. Результативно-аналитический этап:

- анализ собранной информации;

- формирование промежуточных выводов;

- постановка новых проблем, возникших по ходу выполнения проекта;

- формулировка итоговых выводов и их аргументация.

5. Отчётно-презентационный этап:

- обсуждение результатов работы;

- выполнение отчёта;

- подготовка презентации проекта.

6. Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности.

- обсуждение практической значимости проведённого исследования: что узнали нового? Чему научились? Где, когда и для чего эти знания пригодятся?

- оценка проектной деятельности ученика.

III. Особенности презентации и оценивания результатов проекта, и проектной деятельности.

Работа над проектом заканчивается коллективным обсуждением и оцениванием результатов. При этом необходимо опираться на основные элементы проектной работы, качество работы. Оцениваться работа может по следующим параметрам: познавательная активность, предприимчивость, логика построения и реализации программы проекта, качество исследования, умение использовать источники информации, корректность выводов, эффективность презентации результатов.

Этапы организации проектной научно-исследовательской работы:

Определение исполнителей-------- выбор темы проекта --------- формулировка целей и задач --------- работа с литературой ---------- выбор методики исследования---------проведение исследования ------- обработка результатов------------- формулирование выводов----------оформление проекта--------защита проекта.

Рассмотрим проектную деятельность в научно-исследовательской работе учащихся на конкретном примере:

Группа учащихся 8-10 классов выбрала темой исследования изучение зоны отдыха города Абакана. На подготовительном этапе выявили объект исследования, предмет исследования.

При планировании работы составили программу исследований, определили методы исследования и источники сбора информации, определили: кто занимается сбором информации, кто проводит практические работы.

На этапе исследования был выбран район зоны отдыха от центрального входа по главной аллее на расстояние 1000м. затем часть ребят занялась составлением маршрута исследований, другая группа – определением видового состава растений и животных на исследуемом участке.

Кроме того были взяты интервью у работников зоны отдыха с целью -

Узнать перспективы развития, работали и в библиотеке, чтобы составить характеристики растений и животных выявленных на изучаемой территории.

Результативно-аналитический этап. Анализ собранных материалов показал большое видовое разнообразие живых организмов, популярность данного места отдыха среди детей и взрослых и встающие в связи с этим экологические проблемы. Была поставлена новая проблема – проблема экологического воспитания школьников на примере популярного места отдыха. Так на основе изученного маршрута была составлена экологическая тропа. Отчетно-презентационный этап. Была подготовлена презентация тропы и проведена экскурсия для учащихся третьего класса. Приложение №1

Этап оценки результатов показал значимость работы: школьники разнообразие природы в городской черте, её ранимость, необходимость защищать её, и вести просветительскую работу среди учеников младших классов. Приложение №2

Внеклассные занятия, организованные по проектной технологии имеют практико-ориентированный характер. Участие в работе над такими проектами позволяет ученику приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в жизни.