ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Биология

Методическая разработка игры "Эрудиты в биологии"

Добавлено: 2015.04.27
Просмотров: 331

Бажаева Анастасия Петровна, методист

Разработка предназначена для педагогов дополнительного образования работающих по программам эколого-биологической направленности и для учителей биологии. В ней рассматривается игра-викторина, как средство воспитания, которая может проводиться во внеурочное время. Игра-викторина проводится в различной форме, данная разработка предлагает одну из них. Игра направлена на привлечение увлекающихся и интересующихся биологией обучающихся к активной познавательной деятельности, на создание условий демонстрации обучающимися своих интеллектуальных достижений.

Объяснительная записка

Игра как средство воспитания позволяет расширить кругозор детей. Игровые конкурсы и турниры могут носить комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений [5]. Игровая деятельность детей включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Игровая форма проведения урока или внеклассного мероприятия всегда приносит творческое удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения [7]. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах.

Цель разработки: Оказание помощи педагогам в подготовке и проведении интеллектуальной игры по эколого-биологической направленности.

Задачи разработки:

1. Сформулировать методические советы на период подготовки и проведения игры.

2. Выработать правила игры.

3. Подобрать примерные задания для игроков.

Новизна данной разработки в том, что вопросы для игроков подобраны и распределены по таким же содержательные блокам, как и контрольные материалы для проверки знаний.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, жетоны, конверты с вопросами (папка с вопросами), секундомер

Методические советы

Об игре объявляется заранее, сообщаются названия содержательных блоков, игру проводят для, добровольно подавших заявку на игру, обучающихся. Целесообразно, чтобы одновременно в игре принимали участие не более 15–20 обучающихся. В аудитории, где проходит игра, могут находиться зрители. В том случае, если окажется много желающих принять участие в игре, игра проводится в несколько этапов. Наиболее эрудированные участники от каждого этапа принимают участие в заключительной игре. Соответственно каждый этап проводится в определённое время и даже, возможно, в разные дни.

Проводит игру ведущий. Вопросы выводятся на экран при помощи мультимедийного проектора или, если нет такой возможности, вскрываются конверты. У ведущего два (возможно больше) помощника – один у компьютера, другой помогает раздавать жетоны.

Кроме того, жюри из трёх, как минимум, человек, помогают ведущему правильно оценить игроков и определить победителей. Победители поощряются исходя из материальных возможностей образовательного учреждения, возможно дипломами.

Цель игры: Выявление обучающихся 8–9 классов с высоким уровнем общеобразовательных достижений увлекающихся и интересующихся биологией.

Участники игры: ведущий с помощниками, игроки, жюри.

Правила игры:

Вопросы викторины охватывают семь содержательных блоков:

  1. Признаки живого, его разноуровневая организация.
  2. Клетка как биологическая система.
  3. Организм как биологическая система.
  4. Многообразие организмов.
  5. Человек и его здоровье.
  6. Эволюция.
  7. Экосистемы.

Игра состоит из трёх частей (раундов).

Раунд № 1

Ведущий предлагает игрокам первые 15 вопросов из разных содержательных блоков. Первым отвечает на заданный вопрос тот игрок, который первым поднял руку. При правильном ответе он получает жетон. Если ответ неверный, слово дают следующим игрокам пока не получат правильный ответ. В том случае, когда игра затягивается, а правильный ответ не получен, ведущий прекращает опрос и сообщает правильный ответ. Пять игроков, получивших наибольшее количество жетонов, переходят во второй раунд.

Раунд № 2

Каждый игрок, который перешёл во второй раунд, по очереди получает от ведущего вопрос из того содержательного блока, который сам выбрал. Первым выбирает вопрос игрок с большим количеством жетонов. На обдумывание вопроса даётся 30 секунд. Если этот игрок даёт неверный ответ, ведущий может предоставить право дать правильный ответ любому игроку находящемуся в аудитории, который поднимет руку после неверного ответа.

Каждый из пяти игроков имеет право на три вопроса. Во втором раунде за правильные ответы также выдаются жетоны. Из всех присутствующих в аудитории игроков в третий раунд переходят пять, это те, у кого большее количество жетонов.

Раунд № 3

Каждый игрок, который перешёл в третий раунд, по очереди получает от ведущего вопрос из оставшихся содержательных блоков по усмотрению ведущего. Первым получает вопрос игрок с большим количеством жетонов. На обдумывание вопроса даётся 30 секунд. Если игрок даёт неверный ответ, ведущий предоставляет право дать правильный ответ любому игроку третьего раунда, который поднимет руку после неверного ответа. Каждый из пяти игроков имеет право на три вопроса, желательно из разных содержательных блоков.

Трое участников третьего тура, которые за всю игру набрали большее количество жетонов являются победителями.

Участник игры, набравший семь и более жетонов за один этап игры (или на заключительной игре) заслуживает титула “Эрудит в биологии”.

Пример вопросов игры-викторины

Блок 1

1. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако различие существует. Что неодинаково в объектах живой и неживой природы?

Ответ: В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород.

2. Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

Ответ: Вирусы занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы.

Блок 2

1. Что осуществляют гаметы и можно ли их называть клетками.

Ответ: Гаметы – специальные клетки, которые осуществляют половое размножение.

2. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

Ответ: Основным объектом изучения цитологии служит клеточный уровень организации живого.

Блок 3

1. Чем питаются грибы-сапрофиты?

Ответ: Грибы – сапрофиты питаются органическими веществами отмерших тел.

2. У отца IV группа крови, у матери I. Может ли ребёнок унаследовать группу крови своего отца?

Ответ: Не может. При данном браке у ребёнка может быть или вторая, или третья группа крови [6].

Блок 4

1. Какую Вы знаете наименьшую систематическую категорию?

Ответ: Вид является наименьшей систематической категорией.

Блок 5

1. Сколько и каких костей скелета человека образуют грудную клетку у мужчины и у женщины?

Ответ: Грудную клетку и у мужчины и у женщины образуют 12 грудных позвонков, 12 пар рёбер, грудная кость.

Блок 6

1. Кто являются наиболее вероятными предками рептилий?

Ответ: Древнейшие рептилии произошли от древних земноводных.

Блок 7

1. Почему лосей в экосистеме смешанного леса относят к первичным консументам?

Ответ: Лоси питаются растениями, поэтому их относят к первичным консументам.

Описание перспективных результатов

Игры-викторины способствуют повышению интереса школьников к изучаемым предметам, выявлению наиболее одарённых детей, проявляющих большие способности в изучении отдельных областей знаний, активизации работы объединений обучающихся и других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, играют роль в оказании помощи обучающимся в выборе профессии.

Список используемой литературы

1. Биология. Справочник абитуриента/ З. А. Власова – М.: Филол.об-во “СЛОВО”, АСТ, Издательский дом “Ключ-С”, Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – 640 с.

2. Бобылёва Л.Д., Бобылёва О.В. Экологическая игра “Счастливый случай” // Жур. Биология в школе.- 2000.- № 4.- С. 55-59

3. Бобылёва Л.Д., Мягких Т.П., Бобылёва О.В.Игровая экология в школе // Жур. Биология в школе.- 2002.- № 6.- С. 54-60

4. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 816 с.

5. Добрецова А.В. Игра как средство экологического воспитания // Жур. Биология в школе.- 1989.- № 3.- С. 64 – 67.

6. Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Методическое пособие. – Саратов: “Лицей”, 1998. – 112 с.

7. Курочкина Е.Ю. Игра в процессе обучения. природой // Жур. Биология в школе.- 1999.- № 3.- С. 32 – 34