ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Великая Отечественная

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 65-й годовщины Победы "День нашей гордости и боли"

Добавлено: 2015.06.23
Просмотров: 349

Поликарпова Марина Вячеславовна, педагог-организатор

Мы все являемся гражданами России, а значит, должны любить свою Родину, знать ее историю. Как ни грустно сознавать, современные школьники мало знают и мало интересуются историей народа. Нам педагогам и организаторам необходимо уделять этому особое внимание.
2010 год в России – 65-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Вторая мировая война стала трагедией для всего человечества. Народы мира, поставленные перед угрозой уничтожения фашизмом целых цивилизации, культур, наций, сплотились в единой борьбе с этим злом.
Для нашего народа Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием. Мы должны помнить и знать о подвиге советского народа в годы войны, о том, какие огромные потери понесла наша Родина на полях ожесточенных сражений и на оккупированных врагом территориях, о беспримерной стойкости партизан и подпольщиков, о самоотверженном труде женщин, подростков и детей, которые в глубоком тылу, на протяжении 1418 военных дней и ночей боролись и трудились во имя будущего, обеспечивая свой вклад в Победу.

Цели:

  • развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны;
  • воспитывать чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения;
  • донести до учащихся всю тяжесть женщин в годы войны.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ (Приложение 1, слайд 1)

Ведущий: Добрый день! (Приложение 1, слайд 2)

…Да разве ж об этом расскажешь – (Приложение 1, слайд 3)
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..

(М. Исаковский. “Русской женщине”. 1945)

(Приложение 1, слайд 4)

– Сегодня нашу встречу мы посвящаем женщинам, которые пронесли всю тяжесть войны наравне с мужчинами на своих хрупких плечах. (Приложение 1, слайд 5) «Женщина – великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери», – сказал Н. А. Некрасов. Война, залившая кровью половину Земного шара, отобрала у женщин дом, детей, мужа, но не смогла забрать самое главное – надежду. А надеяться, верить и любить русская женщина может как никто другой.

Чтец:

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Как я выжил будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Ведущий: Не для великой славы появились женщины на свете, а для простой, достойной жизни. Растить детей, работать на матушке-земле – вот достойное занятие для любой из нас. Но случилась страшная беда – эту землю потоптал враг. Он шел по ней, как смерч, как чума, ввергая во тьму города, превращая школы, больницы, клубы, детские ясли в казармы. И народ встал. Восстали женщины. Сквозь слезы, боль и страдания они шли в ногу с мужчинами к такой далекой, но желанной победе.

Чтец: (Приложение 1, слайд 6)

Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет – это горят не хаты,
То юность моя в огне,
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.

Сцена из «А зори здесь тихие»

На сцену выходят девушки и старшина Восков. Девушки располагаются на выбранной позиции. Восков подходит к каждой из них и дает указания.

Восков: Чтоб огонь был без дыма. Замечу дым – вылью в огонь все варево в тот же момент. Ясно говорю?
Лиза: Ясно.
Восков: Нет не ясно, товарищ боец. А ясно тогда будет, когда у меня топор попросишь для подручных своих пошлешь сухостоя нарубить. И накажи им, чтобы тот рубили, который еще без лишая стоит. Чтоб звонкий был. Тогда дыма не будет, а будет один жар.
Девушки собираются к костру. Лиза снимает с костра котел, раскладывает кашу. Едят попарно из одного котелка. Гурвич ест с Восковым. Она не столько ест, сколько стучит ложкой по котелку.
Восков: Напрасно стучишь, товарищ переводчик. Я тебе, понимаешь ли, не дролюшка, и нечего мне кусочки подкладывать. Наворачивай, как бойцу положено
Гурвич: Я наворачиваю.
Восков: Вижу! Худющая, как весенний грач.
Гурвич: У меня конституция такая.
Восков: Конституция? Вон у Бричкиной такая же конституция, как у всех, а в теле. Есть на что поглядеть.
После обеда.
Восков: Слушай боевой приказ! Врага нужно встречать на основной позиции и, не открывая огня, предложить ему сдаться. В случае сопротивления одного убить, а второго все ж таки взять живым. Боевые действия начинать только по моей команде. Своим заместителем назначаю младшего сержанта Осянину.
Осянина: Есть!
Восков: На запасной позиции оставить все имущество под охраной бойца Четвертак.
Четвертак: А почему это меня в запасные?
Восков: Несущественный вопрос, товарищ боец. Приказано вам, вот и выполняйте.
Осянина: Ты, Галка, наш резерв.
Комелькова: Вопросов нет, все ясненько.
Восков: А ясненько, так прошу пройти на позицию.
Девушки расходятся по своим местам.
Восков: Чтоб не шелохнулся никто. Первым я с ними говорить буду.
Гурвич: По-немецки?
Восков: По-русски! А вы переведете, ежели не поймут. Ясно я говорю?
Все молчат.
Восков: Ежели вы и в бою так высовываться будете, то санбата поблизости нету. И мамань тоже. Лежать, пока лично «Огонь!» не скомандую. А то не погляжу, что женский род… Все. Кончен инструктаж.
Восков вглядывается в ту сторону, где находится Лиза, быстро подходит к ней.
Восков: Немцы?
Лиза: Где?
Восков: Фу, леший… показалось.
Восков подходит к Осяниной, садится рядом, закрывает глаза.
Осянина: Подремлите, Федор Евграфыч. Я шинель вам принесу.
Восков: Что ты, Осянина. Это так сморило меня. Покурить надо. Как там у тебя, Осянина?
Осянина: Ничего, товарищ старшина.
Восков: Продолжайте наблюдение.
Восков подходит к Гурвич. Она читает стихи.
Гурвич:
«Мы – дети страшных лет России –
Забыть не в силах ничего».
Восков: Кому читаешь-то?
Гурвич: Никому. Себе.
Восков: А что же в голос?
Гурвич: Так ведь стихи.
Восков: А … Ты вот что – на камнях-то не сиди. Они остынут скоро, начнут из тебя тепло тянуть, а ты и не заметишь. Ты шинельку подстилай.
Гурвич: Хорошо, товарищ старшина. Спасибо.
Восков: А в голос все-таки не читай. Ввечеру воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие, и потому слышно аж за пять верст. И поглядывай, боец Гурвич.
Восков подходит к Четвертак, которая сидит на авансцене.
Восков: Ты чего скукожилась, товарищ боец?
Четвертак: Холодно…
Восков: Лоб дай. (Щуает лоб). Жар у тебя, товарищ боец. Чуешь?
Восков достает флягу со спиртом, наливает в кружку.
Восков: Так примешь или разбавить?
Четвертак: А что это?
Восков: Микстура. Ну, спирт. Ну?
Четвертак: (замахала руками, отодвинулась) Ой, что вы, что вы…
Восков: Приказываю принять! Пей без разговору!
Четвертак: Ну что вы в самом деле! У меня мама медицинский работник…
Восков: Нету мамы. Война есть, немцы есть, и я есть, старшина. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?
Четвертак выпивает спирт.
Четвертак: Ой, голова у меня… побежала…
Восков: Завтра догонишь. Отдыхай, товарищ боец.
Восков снова подходит к Рите.
Рита: Может зря сидим?
Восков: Может, и зря. Однако не думаю. Если ты фрицев тех с пеньками не спутала, конечно.
Рита: Вы бы поспали пока, товарищ старшина.
Восков: Погоди ты со сном. Будет мне, понимаешь ли, вечный сон, ежели фрицев провороним. Т-с-с! Тише! Слышишь?
Рита: Что?
Восков: Сороки шебаршат. Значит, идет кто-то, беспокоит их. Не иначе – гости. Подымай бойцов. Мигом! Но скрытно, чтоб ни-ни!
Подбегают, пригнувшись, девушки. Все начинают пристально вглядываться в одну точку.
Гурвич: Три… пять… восемь… десять… двенадцать… шестнадцать… Шестнадцать, товарищ старшина.
Восков: Вижу. Давай в цепь, Гурвич. Осянина, отводи бойцов на запасную позицию. И ползком! Ясно я говорю?
Девушки: Ясно, товарищ старшина.

Все участники сцену по-пластунски отползают за кулисы. Остается одна из девушек. Она подходит к микрофону.

Девушка:

Я только раз видела рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Ведущий: Если гибель солдата – это подвиг во имя жизни, то гибель женщины – это гибель самой жизни. Тема женщины и войны была поднята лишь через несколько десятилетий после реальных военных событий. Соприкасаясь с этой темой, мы вновь ставим мучительный вопрос о мере жизни и смерти, а значит и вопрос о неоправданности, абсурдности войны. Читая книги о войне белорусской писательницы Светланы Алексиевич, мы словно идем “обожжёнными километрами чужой боли и памяти”, вновь оказываемся на границе разумного. Однако знать всю жестокую правду войны необходимо, поскольку “… если войну забывают, начинается новая”.

(Приложение 1, слайды 7-11) Когда в первый раз читаешь документальную прозу Алексиевич, то удивляешься, что, не было такой военной профессии и такой военной работы, в которой женщины не принимали бы участие – снайперы и зенитчицы, летчицы и саперы, разведчицы и санитарки, а еще повара, прачки, регулировщицы. И невольно возникает вопрос: почему их было так много на фронтах Великой Отечественной войны?! Неужели без них было невозможно обойтись?

Чтец:

Ты все пережила, познала все сполна,
Поднять такую тяжесть
Могла лишь ты одна
И в бой благославляя своих богатырей,
Ты знала – будет праздник на улице твоей.

Песня «Темная ночь»

Ведущий: Чтобы научиться убивать, женщине надо научиться убивать собственную женственность, собственную душу. Война потребовала от женщин сжечь в огне ненависти даже самое святое – материнское, жертвенное чувство любви к собственным детям. Самый страшный эпизод в повести С.Алексиевич «У войны не женское лицо» – это рассказ о выходе из партизанской блокады, когда женщина была вынуждена убить своего ребенка, чтобы спасти остальных. С какой же нечеловеческой бездной страдания и ужаса должен был столкнуться человек, чтобы совершить такое!
Материнское чувство приобретало вселенский размах, лишалось индивидуальной определенности.

Женщина: “Я не хотела убивать, я не родилась, чтобы убивать. Я хотела стать учительницей. А они пришли убивать на нашу землю, жечь. Я видела, как жгли деревню, я не могла кричать, я не могла громко плакать: мы шли в разведку… Я могла только грызть себе руки, у меня до сих пор остались шрамы. Помню, как кричали люди. Как кричали коровы, как кричали куры. Мне казалось, что все кричит человеческими голосами… Все живое… И такая у меня после этого любовь ко всему родному, ко всем своим людям, что все готова за них отдать”.

Ведущий: (Приложение 1, слайд 12) Женщины войны… Они пришли на войну совсем ещё девочками, а возвращались с неё женщинами, познавшими тяжёлую, горькую жизнь, выдержавшими нечеловеческие нагрузки. Им было во много раз тяжелее, чем мужчинам, так как условия жизни на войне вступали в противоречие с женской природой. Кто-то из них пытался приспособиться к реальности, копируя мужские черты в поведении. Возможно поэтому, что особенно ярко видно в прозе С. Алексиевич, они воспринимались окружавшими их мужчинами как “сестрёнки”. Настойчиво пробиваясь сквозь ужас и ненависть, страдания и боль, образ женщины давал солдатам надежду на жизнь:

Когда, упав на поле боя –
И не в стихах, а наяву, –
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра, –
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!

(И. Уткин “Сестра”. 1942)

Ведущий: В каждом городе, в каждом селе, женщины – труженицы тыла до сих пор вызывают уважение свои закаленным в войне характером. Очень простые истории… Вроде бы, ничего особенного, но из таких коротких отрезков времени складывается драматическая картина суровой войны. Медленно нечеловечески трудно приближалась победа.

Песня «Синенький платочек»

Ведущий: (Приложение 1, слайд 13) В Волгограде подвигу женщины установлен памятник на Мамаевом кургане. Это боль и плач всего советского народа. Но есть и другая память. Она не зарастет травой. Это память сердца. В наших сердцах всегда жива память о героизме женщин в годы Великой Отечественной войны. И она сохранится там всегда.

Чтец:

Женщина с нами, когда мы рождаемся,
Женщина с нами в последний наш час,
Женщина – знамя, когда мы сражаемся,
Женщина – радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюбленность и счастье.
В лучшем стремлении первый привет,
В битве за право – огонь соучастия.
Женщина – музыка. Женщина – свет.

Ведущий: 65 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей – целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут. Как реки. Но как скалы стоят женщины. Бессмертен их подвиг. Потому что залогом их бессмертия стала наша память. Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она – молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.

Чтец:

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

(Минута молчания)

Чтец:

Пусть будет небо голубое!
Светит солнца яркое кольцо!
У войны лицо такое злое!
У войны не женское лицо!

Ведущий: Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях. Которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!

Песня «День Победы»