ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Краеведение

Сценарий спортивного мероприятия для младших школьников "Традиционные игры и забавы детей Крайнего Севера"

Добавлено: 2015.09.01
Просмотров: 233

Парамонова Оксана Анатольевна

Нам хорошо средь вечной мерзлоты,
Поющей с леденящими ветрами.
И не боимся зимней темноты.
Мы дышим вольным воздухом одним -
Якуты, чукчи, русские, эвены -
И никакой земли во всей Вселенной
Иной, чем наша, вовсе не хотим.
С. Данилов

Гармонизация развития личности ребенка требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки и эколого-природные факторы. Многими известными учеными отмечено, что "национальные особенности - наследственные и социальные, бытовые привычки, уклад жизни оказывают весьма существенное влияние на анатомо-морфологические особенности, физическое развитие и двигательную подготовленность людей, что предопределяет необходимость проведения широкого, целенаправленного поиска национальных средств". Национальные игры, состязания, забавы являются не только увлекательной и полезной формой досуга, но и являются отличным способом отвлечения детей от вредных привычек, позволяют адекватно реализовать свои возможности в различных условиях. Использование народных средств физического воспитания способствуют повышению общей работоспособности мышц и их силы, улучшению подвижности суставов и координации движения. Через этику народных игр и видов спорта воспитывается уважение к людям, развивается чувство товарищества и доброты, справедливого и великодушного отношения к сопернику.

Цели:

  • привлечение и приобщение учащихся к национальной культуре и национальным видам спорта народов Севера, через этику народных игр воспитывать уважение к людям, развивать чувство товарищества и доброты, справедливого и великодушного отношения к сопернику;
  • формирование у школьников понятия о ценностях здорового образа жизни,
  • формирования умения адекватно реализовывать свои возможности в различных условиях.

Оборудование:

Снежки из ваты - 20, скакалки (вожжи) - 4, удочки - 2, рыбки из бумаги - 30, ведерки - 2, плоские кольца - 16, оленьи рога - 1, рожки оленя (из картона) - 4, картонные кубики - солнце (рисунок), палочки - 4.

Зал тематически оформлен.

Ведущая в национальном северном костюме.

Участники в колонну по одному идут на праздник. В зале звучит музыка.

Построение.

Ведущая: здравствуйте, ребята! Я сегодня приглашаю вас на спортивный праздник. Мы с вами живем в республике со звучным именем словом - Якутия. Коренные народы - это мужественные и выносливые люди. Ведь их сердечной теплотой освоен этот суровый край. Они умные, трудолюбивые оленеводы, охотники и рыбаки. Раньше эти народы кочевали, некоторая их часть и сейчас кочует за стадами оленей или в поисках лучших охотничьих угодий по тундре, по тайге. Когда взрослые надолго уходили из дому, дети оставались одни и в долгие зимние дни играли в настольные игры. В очаге потрескивали дрова, огонь отсвечивал на заиндевелых окнах жилища. Дети с удовольствием располагались за круглым столом. Из заветных детских ящичков доставались игрушки: простейшие палочки, кости животных. У ребенка они вырабатывали сноровку, смекалку, ловкость. Смех, азарт, а порой и слезы обиды появлялись во время игр. У северных якутов были и свои традиционные подвижные игры и развлечения.

Я приглашаю вас принять участие в наших традиционных состязаниях.

Ученица играет на хомусе, ведущая читает стихи.

Ведущая:

Нам хорошо средь вечной мерзлоты,
Поющей с леденящими ветрами.
И не боимся зимней темноты.
Мы дышим вольным воздухом одним -
Якуты, чукчи, русские, эвены -
И никакой земли во всей Вселенной
Иной, чем наша, вовсе не хотим.
(С. Данилов).

Ведущая представляет жюри.

После каждой эстафеты жюри подводит итог.

"Оленья упряжка".

Мчусь тундрой, белыми снегами,
Куда олень меня везет,
И юкагирскими огнями
Вдруг озарился горизонт.

Дети встают парами (олень - один участник, оленевод - другой). Оленеводы запрягают оленей в вожжи (скакалки). Олени бегут (на голове рожки из картона). Оленевод держит за вожжи. По очереди пары обегают ориентир, возвращаются назад, передают эстафету - рожки, как эстафетная палочка.

"Поймай оленя" отводится 1 мин.

И опять я бегу по равнине
Быстроногий красавец олень
Впереди, в бесконечности синей
Исчезает, как дымная тень.
И остались лишь звонкие дали,
Он ушел, подарив и отняв
Близкий миг торжества и печали,
Но гордец круторогий не прав.
Я тебя догоню, одолею
Где-то там, среди светлых полян,
Я пригну твою гордую шею,
Закрутив горизонт, как аркан.

Охотники стараются накинуть на рога картонные кольца (замена аркана) с определенного расстояния. Выигрывает команда, которая больше набросит колец на рога за определенное время.

"Прыжки через нарты" (изготовлены маленькие нарты).

Участники перепрыгивают через 4 нарты, обегают ориентир, возвращаются бегом и передают эстафету.

Ведущая: давайте ребята немного отдохнем. Девочки исполняют национальный танец.

"Рыбалка" (время 2 мин.)

Будут, будут рыбки биться,
Словно дождик, серебриться.
И, сверкая чешуей,
В лодку сыпаться струей.

У направляющих в руках удочка с магнитом. В озере (ведро, обруч) рыба из картона с магнитом. По команде первые участники команд бегут к озеру, ловят рыбу, кладут ее в ведро, возвращаются к команде и передают удочку, как эстафетную палочку, следующим участникам. Выигрывает команда, наловившая больше рыбы.

"На Севере диком".

Вопросы связаны с обитателями холодных северных широт. Каждой команде задается вопрос (по очереди). Выигрывает команда, которая дала больше правильных ответов.

1а - Арктическая птица, которая похожа на пингвина, но умеет летать. (Гагарка).

1б - Полярная птица с крупным тупым клювом. (Туник).

2а - Мелкий тундровый грызун. (Лемминг).

2б - Полярная лисица. (Песец).

3а - Основной корм северного оленя. (Ягель).

3б - Низкорослое деревце тундры. (Ива).

4а - Самый крупный хищник Арктики. (Медведь).

4б - Животное, которое разводят народы Севера. (Олень).

5 - Полярная чайка. (Моевка).

6 - Ягода, успевающая созреть за короткое полярное лето. (Морошка).

"Перестрелка".

У каждого участника по два "снежка". Команды расположены по разные стороны "снежной" крепости. В течении 1 мин. команды перекидывают "снежинки" на сторону соперников. Побеждает команда, на стороне которой меньше количество снежков.

"Перетягивание палки"

Из положения стоя боком друг другу, палку тянут одной рукой. Участники стоят за ограниченной линией. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за линию или вытягивает палку из руки соперника.

"Собрать кубики"

На 9 кубиках изображено солнце. У каждой команды свой рисунок. Выигрывает команда, которая быстрее составит рисунок из кубиков.

Ведущая: на этом, ребята, наш праздник закончился. Праздник удался.

Звучит хомус.

Жюри подводит итоги соревнований и объявляет результаты.