ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Музыка

Музыкально-эстетическое развитие на занятиях кружка "Музыкальная гостиная"

Добавлено: 2016.01.14
Просмотров: 226

Матяшова Елена Викторовна, учитель музыки

Вот уже более 5 лет в нашей гимназии на базе музыкально-эстетического отделения работает “Детская музыкальная филармония”. Особенность и ценность ее заключается в следующем: роли ведущих и участников лекций-концертов исполняют наши дети – учащиеся музыкального, хореографического и художественного отделений (с 1 по 9-й классы).

Материал программы факультатива “Музыкальная гостиная”, а также один из сценариев лекции-концерта “Рождественская музыка” предлагаю Вашему вниманию.

Программа факультатива “Музыкальная гостиная”

Пояснительная записка

Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения.

Познавательные, воспитательно-эстетические и созидательные функции искусства должны определять процесс его изучения в школе, однако творческая функция искусства оказывается наименее доступной для учащихся. Познание красоты без эмоционального личностного переживания неминуемо оборачивается глубоким непониманием ее. Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, приобщения школьников к отдельным видам художественного творчества, сколько через процесс активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведения искусства на основе собственной творческой деятельности детей в доступных для них формах.

Цель музыкально-эстетического развития на занятиях кружка “Музыкальная гостиная” – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности.

Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время обретают особую актуальность. Музыка, литература, живопись–мир искусства в трех видах – охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Отображая окружающую действительность, композитор, художник или писатель мыслят образами. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла, т.е. между музыкой, изобразительным искусством и литературой.

Стержневым видом искусства в предлагаемой программе является музыка.

Среди других видов искусства музыка выделяется своей ассоциативной интегративнастью: именно она способна наиболее отчетливо вызывать представления иного, не звукового материала (зрительные, литературные), создавать иллюзию драматического движения и тем как бы сближать, объединять разные виды искусства. Наконец, музыке присуще бесценное с точки зрения массового эстетического воспитания качество – демократизм.

Рассматривая музыку в совокупности с другими видами искусства как мощный стимул выявления и кристаллизации творческого потенциала личности, можно добиться значительных результатов и качественно повысить уровень образования.

Лекция-концерт является одной из форм изучения музыкального искусства.

Интегративное музыкально-эстетическое воспитание учащихся на лекциях-концертах происходит через вовлечение в процесс собственного художественного созидания, социально значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.

Задачи лекций-концертов заключаются в следующем:

  1. Всестороннее развитие личностного творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.
  2. Оптимизация образного мышления и познавательной деятельности.
  3. Формирование нравственных идеалов в общении с искусством.
  4. Приобщить учащихся средних способностей к выступлениям, раскрепостить их психологически, выработать тем самым уверенность держать себя на сцене.
  5. Воспитание культуры слушания серьезной музыки.

Содержание курса

Содержательные принципы построения лекций-концертов:

  1. Создание у детей целостного представления об искусстве.
  2. Целостность теоретической и практической творческой деятельности детей.
  3. Построение лекции на основе ассоциативного сопоставления художественного материала.
  4. Тематическое построение занятий.

Художественно-творческие лекции-концерты в системе внеклассной работы являются комплексной системной формой реализации межпредметных связей, ориентированной на целенаправленное применение ряда эстетических структур, условно названных сквозными и этапными темами, а также ключевых понятий и предметной информации (в качестве примера- названия некоторых тем: “Музыкальные инструменты”, “Рождественская музыка”, “Карнавал животных”, “Музыка эпохи барокко”, “Композиторы – детям”, “Природа в музыке”, “Путешествие по сказкам”, “Детский альбом”, “Музыканты шутят”, “Времена года”).

В тематическом содержании программы выражен принцип диалектической взаимосвязи жизни и искусства. Предлагаемые для изучения темы органично взаимодействуют между собой, развивают, дополняют и обогащают друг друга. Тематическая цельность программы помогает формированию многосторонней культуры школьников, вводит их в мир искусства, способствует раскрытию созидательного потенциала.

Тематика лекций-концертов предусматривает:

  • поступательное движение в эмоционально-осознанном освоении непреходящих ценностей искусства, этико-эстетичеких богатств его художественных образов;
  • постепенное накопление опыта творческого осмысления искусства на основе личных экспериментов;
  • формирование навыков самостоятельного высказывания в процессе сравнений различных по стилю и жанрам художественных произведений.
  • воспитание внутреннего слуха, понимаемого как развитие отзывчивости, умения увидеть глубинные связи искусства и жизни, услышать интонацию автора.

Специфика художественно-творческих лекций-концертов музыкально-эстетического воспитания младших школьников обусловлена психологическим, интеллектуальными, художественными параметрами данной возрастной группы.

Уникальные психофизиологические возможности позволяют считать начальные классы самыми благоприятным периодом для формирования у учащихся с помощью искусства творческих способностей и вместе с тем предложить адекватные им методические принципы обучения:

  • целостное восприятие мира, нерасчлененность обыденного и художественного сознания детей обосновывают комплексный характер эстетического воспитания;
  • особая одаренность младших школьников, иссякающая без целенаправленного развития, заставляет именно начальный период обучения считать важнейшим в приобщении к прекрасному;
  • наконец, уникальный творческий потенциал личности, особенно активно проявляющийся в данном возрасте в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления, позволяет считать наиболее эффектными занятиями творческого типа.

Лекции-концерты проводятся 2 раза в полугодии для младших школьников. Текст (сценарий) лекций-концертов готовится руководителем кружка “Музыкальная гостиная” и учащимися средних и старших классов, которые непосредственно будут вести лекцию-концерт (занятия проводятся 1 раз в неделю). В самом концерте принимают участие учащиеся младших и средних классов музыкального, хореографического отделений. Репертуар концертов подбирается в соответствии с темой лекции руководителя кружка и согласовывается с преподавателями музыкального, хореографического отделений, которые готовят детей к выступлению. Оформление зала к концерту выполняются учащимися художественного отделения.

Лекция-концерт “Рождественская музыка”.

Зал украшен иллюстрациями, посвященных праздникам Новый год и Рождество Христово.
Учащиеся входят в зал, фоном звучит “Танец снежных хлопьев”
П. Чайковского из балета Щелкунчик”.

1: Здравствуйте, ребята!.. Мы очень рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной. В начале нашего концерта мы хотим поздравить вас с великим праздником Рождеством Христовым. Наш концерт посвящён этому христианскому празднику, его истории, традициям и музыке...

2: Рождество и Новый год-это не один и тот же праздник. Новый год, 1 января – это государственный праздник встречи Нового года, а Рождество, 7 января – церковный праздник. Зимние праздники – одни из самых любимых. Поэтому и празднуется Рождество как в церкви, так и в народе.

3: Рождество отмечают люди всех континентов. В нашей стране долгое время Рождество всенародно не отмечалось. И только совсем недавно, этот день признан официальным праздником, является выходным днем, 7 января. Мы приглашаем вас, вместе с нами, совершить путешествие по разным странам и временам, окунуться в историю, чтобы лучше понять смысл этого праздника и, конечно же, музыку, которая сопровождала его на протяжении веков…

Чтец:

Помню я, как в детстве в первый раз
Слушала о Рождестве рассказ.
Я была взволнована до слёз:
Ведь родился маленький Христос
Не в богатом, именитом доме,
И лежал не в пышной колыбели,
А в глухой пещере на соломе
Ангелы над ним склонившись пели.
И пришли в пещеру пастухи
Поклониться истинному Богу.
Мудрецы Востока – старики
По звезде нашли к нему дорогу.

Было всё чудесное сурово,
И напомнило мне сердце чувством новым
Мудрое евангельское слово.

Т. Шорыгина.

1: Более 2000 лет назад римский император Август, желая узнать, сколько у него подданных, повелел произвести перепись населения. Всех отправили записываться – каждого в свой родной город. Дева Мария и Иосиф отправились из Назарета, где они жили, в Вифлеем, откуда родом был Иосиф… В городе Иосифу и Марии, прибывшим поздно вечером, не нашлось места в гостинице, и они остановились на ночлег в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли скот…

2: Здесь и родился Иисус Христос. Мария спеленала его и положила в ясли на душистую солому. Так исполнилось предсказание пророка, который говорил, что Христос родится в Вифлееме. В тот час, когда родился Младенец, зажглась в небе большая яркая звезда…

Чтец:

Много было в небе звёзд
Тёплой ночью ясной.
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях.
Дева-мать, склонясь над Ним,
Нежно напевала.
Ночь мерцала золотым
Звёздным покрывалом.

Пели ангелы Христу,
Славили рожденье,
В мир принёс он красоту,
Веру во спасение!

Т. Шорыгина.

3: Тем временем в Иерусалим прибыли из далёкой восточной страны волхвы-мудрецы, занимавшиеся наблюдением и изучением звёзд. Они увидели, как на небе засияла новая необычная звезда. Звезда указала им путь, и остановилась над тем местом, где родился младенец Иисус. Волхвы принесли дары младенцу Христу: как царю – золото, как Богу – ладан, как человеку – смирну.

Чтец:

Принесли Младенцу мудрецы
С дивными подарками ларцы.
Слиток золота в одном ларце лежал,
И сиял он ярче, чем заря.
Этот дар волшебный означал,
Что Христа встречают как царя.
Ладан ароматный был в другом,
Этот дар всем возвещал о том,
Что Всевышний указал волхвам дорогу,
И они в Младенце видят Бога.
В третьем же ларце лежала смирна.
Было ведь предсказано от века,
Что Господь придёт на землю с миром
В образе земного человека.

Т. Шорыгина.

1: Звезда стала символом Рождества: именно ей украшают дома, она сияет на рождественских ёлках. Отсюда пошла традиция считать началом праздника Рождество первую звезду, появившуюся на небе в Рождественскую ночь… Рождество Христово, как и вся христианская вера в целом, имело очень важное значение для развития всей мировой культуры. Сюжеты из библии послужили источником вдохновения для многих художников. Сюжет Рождества Христова многократно воспроизводился во всех видах искусства: в живописи, в музыке.

2: Празднуется Рождество Христово в разных странах не одинаково, оно несёт на себе отпечаток обычаев и традиций определённого народа. В Англии существует поверье, что в ночь рождения Христа весь скот становится на колени. В других европейских странах полагают, что в Рождество все пчёлы поют в ульях. Люди всех стран накануне рождественского праздника озабочены приятными хлопотами, приготовлением подарков для родных и близких, украшением ёлок (звучит “Танец гномов”, фортепиано).

3: В западноевропейских странах вера в Бога называется католической. Она отличается от восточной или православной по некоторым признакам, среди которых, например, ведение службы на латинском языке, звучание в храме органов. Рождественское богослужение в европейских странах начинается ровно в полночь. В Ватикане – это самая главная церковь для католиков, в Италии, городе Рим, мессу служит сам Папа Римский…

Давайте представим, что мы оказались в Риме, в Ватикане, на праздничной Рождественской мессе: звучит орган, выступает хор и поёт песню “ О, маленький город Вифлеем, во славу Иисуса Христа” (звучит аудиозапись).

1: В западных странах особенно популярны рождественские гимны. По своему происхождению рождественские гимны относятся к XIII веку. Тогда во Франции были популярны весёлые танцевальные песни, которые исполнялись, танцуя в кругу. Они были мелодичными и легко запоминались по сравнению с духовными песнопениями и приобрели большую любовь в народе. Эти песни со временем стали исполняться даже в церкви во время службы. К тому же люди начинали танцевать под эту музыку прямо в церквях, в проходах между рядами. Естественно, что священнослужители оказались недовольны подобным положением дел и ввели запрет на исполнение гимнов в храмах. Но гимны оставались также популярны и любимы, и их продолжали петь в народе часто под аккомпанемент небольших уличных оркестров. Подобные ансамбли людей, исполнявших рождественские гимны, на улицах стали называть “христославами”.

2: В XIX веке интерес к рождественскому гимну вновь возобновился. Англичанин Джон Стейнер, живший в конце XIX века, был знатоком древней музыки и восстановил несколько очень старых рождественских гимнов, среди которых “Я видел три корабля…” В нём рассказывается о легендарном путешествии волхвов (звучит аудиозапись).

3: В течение столетий у каждого народа сложились свои традиционные песни, которые люди поют на этом празднике. Но есть произведения, перешагнувшие границы территориальные и временные. Среди них произведение, написанное в 1818 году органистом Францем Грубером “Тихая ночь” (исполняет вокальный ансамбль девочек старших классов).

1: Христианство пришло на Русь в X веке из Византии и тесно переплелось, слилось с язычеством. Суровые христианские праздники смешались с весёлыми, массовыми языческими. Благодаря этому поразительному сочетанию родился новый календарь. Рождество соединяет в себе и христианские, и языческие традиции, ведь он совпадает с 25 декабря – днём зимнего солнцестояния, который с самых древних времён считался особым днём – переломным, когда зима идёт на убыль, когда заканчивается старый и начинается новый год. К Рождественскому празднику верующие люди подготавливают себя 40 – дневным постом, который называется Рождественским. Канун праздника, сочельник, отличается особо строгим постом. В этот день по церковному уставу употребляют в пищу сочиво (пшеничные зёрна, предварительно размоченные водой), и то только после появления первой вечерней звезды, которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды…

2: День зимнего солнцестояния – “Коляда”. “Коляда” как бы открывала череду Рождественских праздников, которые назывались “Святки” или “Святые вечера” и продолжались вплоть до праздника Крещения Господня (Богоявления). Это было время весёлых народных гуляний. Устраивались весёлые посиделки, колядование, ходили ряженые, гадали, катались на снежных горках, на расписных санях, пели и плясали (танцевальный ансамбль исполняет композицию “Скоморохи”).

3: А уж ребятне-то раздолье – идут они колядовать. Это значит, идут с песнями по всем дворам и сладости выпрашивают, а если на каком дворе и сладкого не дадут – то тогда можно ребятам на том дворе озорничать, хулиганить, и никто их в этот день за озорство не накажет. Под Рождество на дворах жгли костры, полагая, что духи умерших приходят обогреваться и от этого огня народится хорошая пшеница. На Рождество обязательно надевали новую рубаху, чтобы был хороший урожай…

Молодёжь ждала вечера. Темнело. Одна за другой открывались двери хат, и шумная толпа ряженых в звериные шкуры и меха с песнями, хохотом собирались на улице. Кого тут только не было: и невиданные чудовища, и дьячок с льняной бородой, и непременные фигуры Святок – Медведь и Коза. Парни и девушки ходили от избы к избе и славили Христа. “С рождеством вас, люди” (исполняет вокальный ансамбль девочек старших классов).

1: Любимый среди сельской молодёжи обряд колядования возник в языческой древности в связи с чествованием бога пиршеств и мира Коляды. Этот обряд заключался в хождении по домам группы ребят под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком.

Смысл колядок заключается в пожелании хозяину дома и его семье добра, здоровья и всякого благополучия: “С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем”, за что колядующих награждали подарками. В разных областях Руси эти песни назывались “авсеньками”, “виноградьями”, в их припевках были традиционные слова “авсень”, “таусень”. “Колядка – поздравленье” (исполняет вокальный ансамбль девочек старших классов).

2: Интересно, а почему на Рождество ёлочку наряжают?.. Существует немало легенд о рождественской ёлке. Она – символ райского древа жизни. Верхушку ее обычно венчает звезда – в память о вифлеемской звезде, указавшей путь волхвам к пещере, где родился Иисус. А прообразами нынешних горящих свечей и фонариков были огни костров и яркие звёзды, светившие для Вифлеемских пастухов в Святую ночь…

3: Есть ещё такая старинная легенда: у входа в пещеру, где в яслях лежал Младенец Христос, росли три дерева: пальма, маслина и ель. Пальма осенила младенца своей земной кроной, а с ветвей серебристой маслины закапал душистый елей. Ель опечалилась: ведь у неё нет даров для Новорожденного. И тогда Господь сказал ей: “Скромна ты, и за свою скромность, за то, что не ропщешь в печалях, ты получишь награду от Господа Бога”. И скатилась небесные звёздочки, и засияли на ветвях у ёлки, ёлка затмила красотой пальму и маслину…

Чтец:

С той поры, доныне, дети,
Есть обычай у людей
Убирать роскошно елку
В звезды яркие свечей.
Каждый год она сияет
В день великий торжества
И огнями возвещает
Светлый праздник Рождества.

Д. Мережковский

(Ансамбль домр исполняет пьесу М. Красева “Елочка”).

1: Первая елка в честь Нового года появилась в России в канун 1700 года. По указу Петра Великого всю неделю на главных площадях по ночам пылал огонь в смоляных бочках, устраивались фейерверки, а в домах пахло смолой и еловыми ветками…

2: Дочь Петра, императрица Елизавета Петровна, любила устраивать во дворце роскошные ёлки. Пышные новогодние торжества обожала и другая великая императрица Екатерина 2-я… А в 20-м веке, после войны, а точнее с 1947 года, день 1 января стал “красным днём календаря”, то есть нерабочим…

3: Рождество – день рождения Иисуса Христа, а на день рождения принято дарить подарки имениннику. Отсюда обычай – в этот день все дарят друг другу подарки. Но даже если у вас нет подарка, вы можете помочь тем, кто нуждается в вашей заботе, будьте отзывчивыми, когда у кого-то случилась беда. Не проходите мимо человека, у которого горе, скажите ему слова утешения. Ваши добрые поступки станут хорошим подарком для окружающих вас людей (ученики 2-го класса хореографического отделения исполняют “Финскую польку”).

Список литературы

  1. Алеев В.В. “Сказка в музыке”, “Времена года” (Природа в музыке). Москва, 1991.
  2. Брылина В.Л. “Формирование эстетического сознания в процессе обучения со школьниками”. Киев, 1995.
  3. Горюнов Л.П., “О развитии музыкальной культуры школьника”. Новосибирск, 1969.
  4. Огороднов Р.Е. “Мир воспитания детей в общеобразовательной школе”. Ленинград, “Музыка, 1972.
  5. Терентьева Н.А., Шитикова Р.Г. “Музыка”. Москва, “Просвещение”, 1994.
  6. Тубельская Г.Н. “Детские праздники в семье”. Москва, ТЦ “Сфера”, 2000.