ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Биология

Литературно-биологический марафон "Книги о природе Виталия Бианки"

Добавлено: 2016.03.05
Просмотров: 209

Марченкова Ирина Михайловна, учитель биологии

В нашей школе уже в течение нескольких лет традиционными стали мероприятия, посвященные творчеству Виталия Валентиновича Бианки. Это связано прежде всего с тем, что произведения Бианки можно с большим успехом использовать на уроках биологии на занятиях кружка “Юный натуралист”. Произведения учат добру, развивают внимание и наблюдательность ребят в природе, их можно использовать и при изучении многих тем на уроках биологии. Творчество В.Бианки связано с нашей Новгородской землей. Поэтому мы проводим в феврале ряд мероприятий, объединенных в “Неделю В.Бианки”. Нами собран материал о пребывании на земле Новгородской писателя, мы знакомимся с его произведениями. В 2004–2005 учебном году в школе прошел литературно-биологический марафон "Читаем и изучаем книги В. Бианки". В марафоне принимают участие учащиеся 1–11 классов по желанию. Заранее программа марафона доводится до сведения всех желающих через доску объявлений.

ПОНЕДЕЛЬНИК.

" Виталий Бианки на Земле Новгородской". В этот день знакомим ребят с биографией В.Бианки, проводят учащиеся из кружка " Юный натуралист" ,рассказываем о творчестве писателя в период пребывания на Новгородчине. Для этого используем приготовленную карту-схему “В.Бианки на Земле Новгородской”. Организуем выставку книг В.Бианки.

ВТОРНИК.

Викторина по книге " Лесная газета". При составлении задании и вопросов учитывается и возрастные особенности учащихся. Викторина состоит из 3-х частей: “Месяцеслов”, “Остроглаз”, “Тир”. Вопросы для участников викторины вывешиваются заранее. Задания могут быть разными. Например, в разделе "Месяцеслов" – 1. Как называются месяца в книге "Лесная газета"? Почему? 2. Назовите 1–2 события каждого месяца, по которому мы можем сразу определить, о каком месяце идет речь. 3. Назовите числа дней солнечного равноденствия и др.

Раздел "Остроглаз" – 1. Как узнать, лебеди или гуси пролетают в небе над нами? 2. Как называется гнездо белки? Чем оно отличается от птичьего? 3. Какой корм птицам можно наложить в кормушку зимой? и т.д.

В разделе "Тир": 1. Почему ласточки перед дождем низко летают над землей? 2. У кого дети появляются в листопад осенью? 3. Где раки зимуют? и т.д.

Все вопросы взяты из книги "Лесная газета" и ответы на них легко можно найти. Ответы сдают письменно до пятницы в кабинет биологии. Мы их проверяем и выбираем победителей среди начальных, средних и старших классов.

СРЕДА.

Выездной читальный зал. В этот день для ребят в рекреации на 2 этаже временно устраиваем читальный зал. Расставляем столы и стулья из библиотечного фонда, из личной библиотеки приносим книги с рассказами Бианки. Их можно дочитать, принять участие в игре " Эти удивительные книги В.Бианки". Для игры формируем 2 команды. Вопросы задаем и предлагаем три варианта ответов. Команда поднимает карточку с номером выбранного ответа. Например: Вопросы по книге "Как муравьишка домой спешил", дунул ветерок и полетел муравьишка... На чем муравьишка отправился в долгий путь?

1. На листе березы.

2. На паутине.

3. На сухой травинке.

В этот день и во время игры знакомим ребят с рассказами писателя, которые были написаны на Новгородчине “Как муравьишка домой спешил". "Анюткина утка" и др./

ЧЕТВЕРГ

Игра "Биологическое лото".

Для участников игры выдаем заранее приготовленные листы с игровым полем

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25

Для игры используем бочонки лото с 1 по 25. Ведущий достает бочонок из мешочка, называет №, учитель читает вопрос под номером, а ребята в квадрат под номером записывают ответ. Все листы участники подписывают и затем сдают. Все проверяем и называем победителей. Но чтобы ребята не уходили просто так с игры, все вопросы прочитываются и даются верные ответы после сдачи листов. Например: 25. Кто из животных является главным героем повести В, Бианки "Мурзук" ? /Рысь/. 17. Из-за ссоры с какой птицей старик остался без молока? /Сова/, и др.

ПЯТНИЦА.

Выставка рисунков " Моя любимая книга Виталия Бианки". Игра: "Угадай мелодию". Для участников выдаем карточку, оформленную следующим образом:

_________________________________________

Ф.И. ученика ______________Класс________

Игра "Угадай мелодию"

1.______ 3._____5.______ 7._______ 9._

2.______ 4._____6.______ 8._______ 10.

Включаем магнитофон с записью голосов птиц и животных. Ребята слушают и записывают ответы. Сдают заполненные карточки. После этого включаем еще раз запись и даем правильные ответы. А за неделю до проведения игры "Угадай мелодию" ребята прослушивают голоса в кабинете биологии.

На общешкольной линейке в следующий понедельник подводим итоги марафона. Выбираем победителя викторины, игры "ЛОТО", игры "Угадай мелодию" и победителей конкурса рисунков. Но особый приз получает самый активный участник марафона, который принял участие во всех его этапах.

Цель этого мероприятия – привлечь ребят к чтению книг, заинтересовать ребят изучением природы на уроках биологии, изучением родного края. Общее дело ребят сближает, и дух соревнования привлекает большое количество учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Викторина “ Лесная газета”

Викторина состоит из 3-х частей: “ Месяцеслов”, “ Остроглаз”, “ Тир”.

Месяцеслов

1. Сколько номеров входит в книгу В. Бианки “ Лесная газета”?

2. Как называются месяца в книге “Лесная газета”?

3. Назовите числа дней солнечного равноденствия.

4. Назовите по 1–2 событию месяца, по которому мы можем сразу определить, о каком месяце идет речь.

Ребята, вы можете для участия в викторине выбрать любые понравившиеся части:

1–5 кл.– 1 часть, 6–8 кл.– 2 части, 9–11 кл.– 3части.

Остроглаз

1. Как узнать, лебеди или гуси пролетают в небе над нами?

2. Чем заяц-беляк отличается от зайца-русака? Или это один и тот же заяц?

3. Ка называют гнездо белки? Чем оно отличается от птичьего?

4. Как можно определить, чей птенчик выпал из гнезда? Можно ли его брать домой? Почему?

5. Кто такие стрижи? Чем они непохожи на ласточек?

6. Для чего нужно строить шалашики по берегам рек, озер?

7. Кто просит нас до весны их не тревожить?

8. Какой корм зимой можно положить для птиц?

Тир

Бей ответом прямо в цель.

1. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? Почему?

2. Кто больше боится холода – птицы или гады? Почему?

3. Какие птицы часть пути к нам с юга идут пешком?

4. Кто лыко дерет, а лаптей не носит?

5. Что случается с пчелой после того, как она ужалит?

6. Почему ласточки перед дождем, летают низко над дождем?

7. У кого дети появляются в листопад осенью?

8. Паук это насекомое? Почему?

9. Где раки зимуют?

10. Растет ли дерево зимой? Почему?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

“Эти удивительные книги В.Бианки”.

Игра для учащихся 1-6 классов.

Рассказ “Как Муравьишка домой спешил”

Дунул ветерок и полетел Муравьишка.

На чем отправился в долгий путь Муравьишка?

1) На листе берёзе.

2) На паутине.

3) На сухой травинке.

Кто помог Муравьишке в самый последний момент добраться до дома?

1) Паук-сенокосец.

2) Гусеница листовертка.

3) Жучок-блошачок.

Рассказ “Теремок”

В каком старом-престаром дереве жили разные животные по очереди?

1) Липа.

2) Дуб.

3) Тополь.

Рассказ “Чей нос лучше?”

Кто является главным героем этого рассказа?

1) Клёст-крестонос.

2) Мухолов-тонконос.

3) Дятел-долбоносик.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Игра – лото

“А знаешь ли ты книги Виталия Бианки”

1. В каком городе родился Виталий Валентинович Бианки? (“Санкт Петербург”)

2. Назовите дату рождения В. Бианки (12.02.1894 г.)

3. По книге “ Чьи это ноги?”:

“ Зубы у меня малюсенькие, я ими не то что от змеи, от тебя и то не отобьюсь. Да и ноги мне зачем, если я по земле не хуже змеи ползаю?” – говорит ….. (Медянка)

4. “ Идут по земле высоченные ноги, через большие кочки, как через малые комочки земли, шагают, пальцами в землю след вдавливают. Две ноги высоких, пальцев на каждой счётом три больших, один маленький.” А пошёл это… (Журавль)

5. “ … ковыляют по земле голые ноги, неизвестно чьи. Пальцы словно лоскутами клеёнки обшиты. Пальцы широкие , ноги плоские. По земле идут спотыкаются. А вот в воде с ними удобно: повернёшь ногу боком – она воду как ножом режет, растопыришь пальцы, – и весло готово.” А это … (чомга – нырец)

6. Рассказ “ Кто чем поёт”

- Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли… (лягушки).

7. “поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую – то тише, то громче, то реже, то чаще, трещотка трещит деревянная, да и только.” А это … (Аист)

8. “сунула в озеро клюв, набрала полный воды, да как дунет в клюв! Пошёл по озеру громкий гул: “ Трумб – бу – бу – бумм”! – словно бык проревел. А оказалось , что это” (Выпь)

9. “Хвостом упёрся, назад откинулся, замахнулся головой – как задолбит носом по суку. Точь в точь барабанная дробь.” Так в лесу поёт … (Дятел)

10. “залетел под облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся к земле носом и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как с высоты брошенная дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. Как будто в небе барашек заблеял. А это хвостом поёт” (Бекас)

11. Рассказ “ Лесные домишки”.

- у кого дом среди песка и гальки, а среди камушек яйца в бурых крапинках лежат? (Зуёк)

12. “в еловой леске дом. Один пол, да и тот, как решето, весь в дырьях. Просто прутики на ветви накиданы как попало. На прутиках белые яйца лежат.” А чей это дом? (Лесной голубь витютень)

13. А чей домик висит на берёзовой ветке, крошечный и лёгкий? Похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги. (Осиный)

14. А у кого домик высоко над землёй подвешен среди листьев и ветвей? Затейливо так свит из пеньки и стебельков, волосков и шерстинок, и тонкой берёзовой кожурки (У Иволги)

15. Чей домик в траве как шалашик из сухой травы и мха? Тут и пол, и стены, и крыша, и постелька из мягких пёрышек. (Пеночка)

16. Плывёт по озеру куча сухого тростника. Посреди кучи – ямка, а дно ямки лёгкой болотной травой устлано. На траве лежат яйца, прикрытые лёгкими сухими тростиночками. А знаете ли вы, чей это домишко? (Чомга)

17. Какая птица стала символом “Птица года 2005”? (Сова)

18. Назовите самую маленькую птичку нашей области (Королёк)

19. В какую книгу В.Бианки включён раздел “Клуб Колумбов” на основе новгородского материала? (“Лесная газета”)

20. Кто из ребят–юннестов в последствии стал известным писателем – природоведом? (Н. Сладков)

21. Кто из героев рассказа В. Бианки зимой в снегу спасается от холода и хищников ? (Глухарь Терентий тетерев)

22. Какая птица является главным героем рассказа “Чей нос лучше?” (Мухолов – тонконос)

23. По какому известному произведению В. Бианки, написанном в нашем Новгородском крае, поставлен мультфильм с главными героями насекомыми?

“Как муравьишка домой спешил”.

24. Какая сказка написана В. Бианки в нашей области? Сказка известная, но написана на свой лад. “Теремок”.

25. Назовите главного героя повести “Мурзук”. “Рысь”.