ТОП 20 статей сайта

 • Английский язык
 • Математика, алгебра
 • Информатика, ИКТ
 • Физика
 • Химия
 • Биология
 • Экология
 • Музыка, искусство
 • Литература, русский язык
 • География
 • Краеведение
 • День Матери
 • Женский день 8 Марта
 • 23 Февраля
 • ВОВ, День Победы
 • Патриотическое воспитание
 • День знаний 1 сентября
 • День учителя
 • День космонавтики
 • Праздник осени
 • Новый год и Рождество
 • Школьный КВН
 • Против вредных привычек
 • Здоровый образ жизни
 • Семья и родители
 • Выпускные, «звонки»
 • ПДД (дорожное движение)
 • Игры

 • Разные темы

 НАЙТИ НА САЙТЕ:

   Рекомендуем посетить






























































Краеведение

Программа по краеведению "Елабуга – территория талантливых людей"

Добавлено: 2016.04.28
Просмотров: 187

Портнова Ирина Михайловна, учитель начальных классов; Романова Любовь Юрьевна, учитель начальных классов; Коловская Татьяна Александровна, учитель начальных классов, истории

Содержание:

  1. Общие положения
    1.1. Постановка проблемы
    1.2. Цели и задачи
    1.3. Основные направления деятельности
    1.4. Принципы реализации программы
    1.5. Условия реализации программы
    1.6. Методы работы
    1.7. Участники программы
  2. Механизм реализации
  3. Оценка эффективности реализации программы
  4. Наглядность
  5. Подготовительная работа
  6. Заключение
  7. Литература

1.1 Постановка проблемы

В преддверии грядущего юбилея города Елабуги, который будет отмечаться в 2007 году, возрос интерес к истории нашего края, города.

Учебного времени, отведенного на изучение темы “Культура и традиции родного края” недостаточно, чтобы в полной мере охватить весь материал. Для того, чтобы избежать сплошного перечисления имен и достижений, мною разработана программа классных часов, посвященных изучению истории, культуры и традиций родного края, города Елабуги.

Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остается классный час. Классный час – это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Именно в системе классных часов можно полноценно раскрыть историю, культуру родного края.

1.2 Цель и задачи

На примере истории культуры родного края – г. Елабуги, его жителей и посетителей – показать основные этапы зарождения и развития меценатства елабужских купцов, промышленников; показать основные этапы развития науки, искусства, торговли на примере благотворительности местных купцов, писателей, ученых, проживающих в г. Елабуге в конце XIX- начале XX века.

Раскрыть сущность и значение культурных достижений XIX –XX вв., продолжить формирование ценностного отношения школьников к творческой и благотворительной деятельности людей нашего края.

Изучение истории родного края должно содействовать решению следующих задач:

  • овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего края (с древнейших времен до наших дней); ознакомление с историей народа, проживающего на нашей территории, основными этапами его развития;
  • приобщение учащихся к этнонациональным ценностям своего народа, формирование чувства национального достоинства, воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов, формирование толерантного мышления;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, чувства сопричастности к событиям своего края, региона, бережного отношения к историко-культурному наследию, стремления укреплять и приумножать это достояние.

1.3. Основные направления деятельности по реализации программы

Подготовка серии классных часов, посвященных истории города Елабуги, может строиться по следующему плану:

  • определение темы разговора с учащимися;
  • формулировка целей и задач классного часа;
  • подбор необходимого материала и оборудования;
  • создание инициативной группы учащихся, распределение поручений между учащимися(если это предусмотрено сценарием);
  • определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.

1.4. Принципы реализации программы

В основе данной программы на базе имеющихся знаний продолжается формирование понятийной базы. В работе по формированию понятий можно выделить следующие этапы:

  • определение понятия;
  • выделение его существенных признаков;
  • установление связей с другими понятиями.

Упражнения в применении и использовании понятий заключается в умении воспроизвести, определить по характеристике признаков, распознать явления, которые подводятся под это понятие. Понятие считается усвоенным, когда учащиеся включают его в свой активный словарь и используют для исторического познания.

В данной программе актуализируется принцип научности. Данная акцентуация вызвана тем, что в печати появляются различные “теории” и версии, не имеющие достаточного научного обоснования. Прежде всего, это произведения в стиле “фольк-хистори”, т.е. мифологизированной истории. В программе используются материалы, которые имеют научно-методологическую основу, в содержательном плане опираются на научную источниковедческую базу.

Программа составлена с учетом сохранения принципа системности, последовательности. Материал подобран в соответствии с данными принципами, делает его доступным широкому кругу зрителей.

В программе прослеживается связь теории с практикой, так как используются в классных часах элементы беседы, включающие проблемные вопросы; элементы заочной экскурсии, лекции.

1.5. Условия реализации программы

Для реализации данной программы автор надеется на сотрудничество и помощь администрации школы, администрации Елабужского муниципального района, Министерства образования Республики Татарстан, а также помощь учителей-предметников, родителей, приглашенных гостей.

Необходимо находится в тесном контакте с музеем – заповедником истории города Елабуги, с археологическим музеем Елабужского государственного педагогического университета, для проведения экскурсий школьников в музеях города.

1.6 Методы работы

Формы проведения занятий имеют существенное значение для обеспечения успешной работы при проведении классных часов. Они определяются ведущим методическим приемом.

Современные подходы к организации внеклассной работы предполагают формирование у школьников навыков самостоятельной познавательной деятельности. Решению этой задачи содействует работа с материалами классных часов: текстами, иллюстрациями, вопросами и заданиями. С учетом возраста учащихся могут быть использованы следующие формы работы:

Объяснение сюжета иллюстрации и соотнесение его с текстом;

  • Составление простого и развернутого плана;
  • Сопоставление разнотипных иллюстраций, характеризующих различные исторические явления или периоды;
  • Работа над выводами, обобщениями, терминами;
  • Составление хронологических и синхронистических таблиц;
  • Составление различных схем, рисунков и т.д.

В целях развития учащихся на классных часах и на уроках организуется разноплановая деятельность по практическому использованию полученных знаний. Это реализуется в ходе решения познавательных задач, в ходе работы с различными заданиями творческого характера, иллюстрациями, картами.

Программа построена в форме путешествия, в котором использованы фрагменты беседы, лекции, сообщения, заочной экскурсии.

1.7 Участники программы

Данная программа классных часов рассчитана на работу с ней начального и среднего звена учащихся, их родителей. Кроме того, в проведении серии классных часов привлекаются учащиеся, учителя-предметники, сотрудники музеев, родители.

II. Механизм реализации

Программа реализуется непосредственно на занятиях классных часов, посвященных изучению истории культуры и традиций родного края. Кроме того, данный материал может быть использован на уроках истории как национально-региональный компонент. Данный материал может быть применен в проведении заочных экскурсий по историческим местам и памятникам истории нашего края.

III. Оценка эффективности реализации программы

Выбранная форма проведения классных часов способствует быстрому усвоению материала в незатейливой, игровой форме. Помимо игрового компонента в программе используются проблемные ситуации, вопросы, работа с иллюстрациями, репродукциями картин, выставка книг, которые помогают наиболее эффективно запомнить новый материал.

Оценка эффективности реализации данной программы ожидается высокой.

IV. Наглядность

  • Выставка книг, посвященная истории города Елабуги, выдающимся людям, проживающим и работающим в Елабуге;
  • Альбом с репродукциями картин И.И.Шишкина;
  • Плакат “Кто сказал, что все исчезает?…” (М.И. Цветаева)
  • Конкурс детских рисунков, поделок на данную тематику
  • Иллюстрации, фотографии памятников истории города Елабуги;
  • Фотографии выдающихся деятелей науки, купцов-меценатов, художников, писателей, живописцев, чьи имена связаны с непосредственной деятельностью в городе Елабуге.
  • Макеты поделок памятников истории города Елабуги.
  • Стенды с оформленным материалом династии Стахеевых, Ушковых, стенд о работе и деятельности В.М. Бехтерева, Н.А. Дуровой, М.И. Цветаевой.

VI. Заключение

VII. Литература

Сказительница: Здравствуйте, люди добрые, гости важные, заморские! А не потешить ли вас сказочкой? Так слушайте.

В некотором царстве, в недалеком государстве, в районе Елабужском, в Татарстане, в деревне Поспелово жил да был, ни о чем не тужил добрый молодец Василий. И учился он в учреждении общеобразовательном, в школе средней, в классе 4. Учился так себе – ни шатко, ни валко, а через пень колоду. Но особенно он не дружил с историей.

Васька: А чего с ней дружить-то? Чего в ней интересного - то? Подумаешь! Даты какие-то, события.… Ну, их, надоели! Ладно бы, что еще интересное было, а то князья, какие – то да бояре с бородищами. И вообще, что у нас в крае, да и в России было – то! Да ничего! То ли дело Америка – ковбои, жвачки, Сталлоне, Шварцнеггер – красота! А Татьяна Александровна наша, ну ничего не понимает. Привязалась ко мне: учи, говорит, историю, а то невеждой будешь. Ой, как спать хочется! Лягу-ка я, полежу, а историю потом как-нибудь почитаю.

Сказительница: Вот он каков, наш удалец! Спать улегся – и проблемам конец! Да ночь выдалась непростая, а сказочная. И вот что произошло…

Под бой часов появляется Фея.

Васька: Ой, ты кто такая?

Фея: Фея. А что, не похожа?

Васька: Не знаю, я их никогда не видел. Да и вообще думал, что их не бывает.

Фея: Мы есть, только вот приходим не к каждому.

Васька: А ко мне, зачем пришла? Я тебя не звал!

Фея: Дело у меня к тебе очень важное. Услышала я в своем волшебном царстве, что есть такой ученик, который историю не любит. Удивилась я очень: как же можно историю не любить? Она же мать всех наук. А уж историю своей родины, своего края тем более нужно знать и любить. И решила я тебя проучить.

Васька: Это как же?

Фея: А вот так. Отправлю-ка я тебя в историческое, увлекательное путешествие, а там посмотрим, что будет.

Под музыку Фея удаляется.

Сказительница:

Фея палочкой взмахнула,
“До свиданья” не сказала,
Время вспять вдруг повернула,
Ваську в старину услала.
Васька: Ой, что это со мной?

1 занятие: “Елабуга Древняя”
2 занятие: “Елабуга купеческая”
3 занятие: “Елабуга литературная и живописная”
4 занятие: “Елабуга – город науки”
5 занятие: “Елабуга современная”

Список литературы

  1. И.В. Шишкин “История города Елабуги”
  2. Н.М. Валеев “Елабуга купеческая”, Елабуга, 1999 г.
  3. Н.Н. Шмонов “Елабуга”, Елабуга, 1996 г.
  4. Классные часы в школе, “Феникс”, 2000 г.
  5. Е.М. Аджиева, Л.А. Байкова “50 сценарие классных часов”, Москва, 2003 год
  6. Н.А. Касаткина “Уроки знаний, классные часы”, Волгоград, 2001 г.
  7. Е.П. сгибнева “Сценарии школьных праздников”, Ростов-на-Дону, 2001 год
  8. Л.К. Гребенкина, Н. А. Жокина “Сценарии классных часов”, Москва, 20002 год
  9. И.Г. Богуславская “Актуальные проблемы развития личности в системе современного образования”, Казань,1999 г.
  10. А.Г. Сабиров “Их имена помнит Елабуга”, Елабуга, 1991 г.Н.М. Валеев “Дмитрий Стахеев. Жизнь и творчество”, Елабуга 1994 г.
  11. С.Н. Бобкова “Шишкин и Елабуга”, Елабуга, 1995 г.

Приложение.